Владимир Путин считает, что "претензии" территориального характера Прибалтики к России противоречат духу единой Европы. "Мы готовы к подписанию соглашения по границей и с Эстонией, и с Латвией. Надеюсь, это не будет сопровождаться требования территориального характера, - заявил Владимир Путин на пресс-конференции. - Это полная чушь, сапоги всмятку, не соответствуют ни тому, что делается, ни духу Европы".

Ситуация по пограничной проблеме в отношениях России и Эстонии отличается от развития этого диалога России и Латвии. В частности, указал Путин, речь идет о попытках Латвии включить в договор /по границе/ вопрос о Пыталовском районе Псковской области. "Вы знаете, в результате распада Советского Союза Российская Федерация потеряла десятки тысяч своих исконных территорий. И что вы предлагаете сейчас - начать все делить сначала? Вернуть нам Крым, часть территорий других республик бывшего Советского Союза и так далее. Давайте Клайпеду вернем нам тогда".

"Вопрос закрыт. В 1989 году Съезд народных депутатов осудил пакт Риббентропа-Молотова. Это было дело Сталина и Гитлера. Мы считаем, что этот вопрос закрыт. Все. Возвращаться к этому больше не будем", - резюмировал президент.

Владимир Путин также считает ошибкой отказ президента Эстонии Арнольда Рюйтеля приехать в Москву на празднование Дня Победы.

"Думаю, что это было ошибкой", - сказал глава российского государства на пресс-конференции по итогам саммита Россия-ЕС. Но "это дело эстонской стороны", - добавил Путин. "Мы не будем по этому основанию портить отношения и нагнетать ситуацию".

Удалось убедить Евросоюз отказаться от безжалостного требования к России взять да и уравнять свои внутренние цены на энергоносители с мировыми, и тем самым обанкротить добрую половину национальной промышленности и сельского хозяйства. Договорились, что цены будут ползти вверх "поэтапно". В качестве жеста доброй воли Россия присоединилась к Киотскому протоколу по ограничению вредных выбросов в атмосферу.

«Случившееся сегодня иначе как полной и безоговорочной капитуляцией России перед ЕС не назовешь, — заявил в интервью «Росбалту» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — Фактически мы принимаем на себя обязательства государства-члена Евросоюза, не получая взамен никаких прав, никаких преимуществ и привилегий, которые гарантирует членство в ЕС. То есть формально отвергая идею ассоциации с Евросоюзом, мы, по сути, приняли ее, только под другим названием. Это значит, что Россия поставила себя в один ряд с такими государствами, как Иордания и Алжир».

Между тем, большинство экспертов полагают, что соглашение по общим пространствам станет всего лишь промежуточным документом, рассчитанным, скорее всего, на два-три года. В 2007 году истекает срок действия договора о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, и стороны пока не решили, чем его заменить. Москва надеется, что если не в этом, то в следующем году РФ станет полноправным членом ВТО, что неизбежно отразится на всем комплексе отношений с государствами Европы. Под «дорожные карты» будет подверстываться новый всеобъемлющий договор между ЕС и Россией на период после 2007 года. На пресс-конференции по итогам саммита Владимир Путин сообщил, что экспертный диалог по «проблеме-2007» будет начат уже в ближайшие месяцы.

Перспективу упрощения визового режима между ЕС и РФ московский саммит никак не прояснил. ЕС продолжает настойчиво (и абсолютно справедливо, как признал Путин) увязывать визовые послабления с реадмиссией, добиваясь от России, чтобы она взяла на себя обязательство принимать нелегальных мигрантов из третьих стран, пытающихся проникнуть в Европу с ее территории. Однако выполнить данное условие Москве по ряду причин политического и экономического характера непросто. РФ имеет самую протяженную сухопутную границу в мире, и осуществлять контроль за иммигрантами на российских просторах гораздо сложнее, нежели, например, Украине или Молдавии. Кроме того, Россия связана обязательствами по безвизовому либо упрощенному порядку пересечения границ с рядом государств СНГ. Все эти факторы осложняют диалог между Москвой и Брюсселем.