11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

А МОЖЕТ, "ЗАИГРАЛИСЬ"?

Лебедина Любовь
Статья «А МОЖЕТ, "ЗАИГРАЛИСЬ"?»
из номера 082 за 11 Мая 2005г.
Опубликовано 01:01 11 Мая 2005г.
Хотя учредителями этого смотра выступили Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации, Министерство обороны, правительство Москвы, министерство культуры Республики Беларусь и Благотворительный фонд содействия театру и телевидению имени Иннокентия Смоктуновского, широкого отклика в прессе он не получил, общественность о нем почти не знала.

Произошло это по одной простой причине: большинство театров не выпустило новых спектаклей к знаменательной дате, поэтому пришлось "собирать с миру по нитке". И если бы в фестивале не приняли участие коллективы из Белоруссии, он мог бы вообще не состояться. Вдумайтесь: среди 200 московских репертуарных театров лишь единицы всерьез обратились к этой теме. И дело тут не в "датских" спектаклях, от которых театры (и зрители) в советский период устали, а, пусть это и громко звучит, в гражданственности позиции художников, их способности сегодняшними глазами глянуть на живую историю. В связи с этим я грешным делом подумала в простоте: может быть, тогда нашим театрам не надо называться государственными и уж тем более требовать себе дотацию?
На фестивале, посвященном Дню Победы, только три провинциальных коллектива показали свои спектакли: из Смоленска ("Не покидай меня" Алексея Дударева), Тулы ("Вероника" по пьесе Виктора Розова "Вечно живые") и Мурманска ("Весенний день, тридцатое апреля" А. Зака и И. Кузнецова). Что же касается московских театров, то тут приходилось брать что есть: "Годы странствий" Алексея Арбузова во МХАТе имени Горького, "Последнее письмо" - литературную композицию Николая Шейко по роману Василия Гроссмана "Жизнь и судьба" в "Эрмитаже", спектакль Марка Розовского "Всегда ты будешь" на стихи Пастернака, Ахматовой, Багрицкого, Межирова.
Конечно, мастера театра приведут массу доводов, почему они не ставят спектакли о Великой Отечественной, и первый - новой драматургии нет. Но это неправда, тот же Алексей Дударев, прогремевший когда-то "Рядовыми", продолжает писать о войне. Две его последние пьесы "Ты помнишь, Алеша" и "Не покидай меня" в интерпретации Театра Белорусской армии и Смоленского театра подтверждают - тема народного подвига на войне неисчерпаема. В конце концов не стоит забывать и о военной прозе, а она-то у нас великая. Думаю, не случайно два спектакля по произведениям Василя Быкова - "Круглянский мост" в исполнении артистов Брестского театра и "Альпийская баллада" в постановке национального театра имени Янки Купалы - были признаны лучшими на фестивале. А Гран-при получил спектакль Минского русского драматического театра имени Горького "Случайный вальс" (режиссер Борис Луценко) по произведениям писателей-фронтовиков.
Накануне 9 Мая я не поленилась и просмотрела репертуарную московскую афишу, чтобы понять, какими спектаклями столичные коллективы отмечают День Победы. Каково же было мое изумление, когда я увидела, что МХТ имени Чехова, "Ленком", Театр имени Моссовета вообще не работают, а те коллективы, что постеснялись отдыхать, решили попотчевать зрителей комедиями: мол, не надо плакать, коль все прошло и "травой поросло". К счастью, в Москве нашлись отдельные режиссеры, для которых история страны - не пустой звук. Так, Петр Фоменко в День Победы показывал со своими артистами пусть и не новый, но по-прежнему берущий за душу спектакль "Одна абсолютно счастливая деревня", в котором простая крестьянка после гибели мужа берет в дом военнопленного немца. В Театре на Покровке показали удивительно трогательный, трагический спектакль "Мой бедный Марат" Алексея Арбузова в трактовке Сергея Арцибашева, а в Новом драматическом театре - "Пел соловей, сирень цвела" в постановке Вячеслава Долгачева.
Я могу понять худрука "Современника" Галину Волчек, которая решила показать в этот день "Вишневый сад" Чехова, а не "Голую пионерку" в постановке крутого авангардиста Кирилла Серебренникова. Никто не спорит, Чулпан Хаматова - замечательная актриса, но когда ее героиня, движимая чувством долга перед защитниками Отечества, считает своим "долгом" "обслуживать" всех подряд командиров и солдат, тут невольно подумаешь: что это - момент многомерной "правды жизни" или все же и некий цинизм молодого режиссера по отношению к тем, кто защитил его страну? Если, конечно, свобода творчества не предполагает свободу от морали, если театр остается "духовной кафедрой". И если сегодня, в дни 60-летия Великой Победы, многие театры не взялись за спектакли о войне - их воля, но мне все-таки подумалось: а не заигрываются ли они порой, как бы забывая, по какой земле ходят и вообще - ради чего существует русский театр...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников