10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"МЫ НЕ КРОТЫ, ЧТОБЫ ЛЕЗТЬ ПОД ЗЕМЛЮ"

Ястребцов Геннадий
Статья «"МЫ НЕ КРОТЫ, ЧТОБЫ ЛЕЗТЬ ПОД ЗЕМЛЮ"»
из номера 082 за 11 Мая 2005г.
Опубликовано 01:01 11 Мая 2005г.
Днем рождения Московского метрополитена считается 15 мая 1935 года. Но мало кому известно, что еще в 1902 году была предпринята первая попытка проложить "подземку" в белокаменной.

К тому времени лондонской подземной железной дороге исполнилось уже 40 лет. Поначалу вагоны по тоннелю тащил паровоз - пассажиры страдали от удушливого дыма, который окутывал трассу. Позже англичане заменили паровые поезда на электрические, что повысило и комфортность, и скорость движения.
А Москва оставалась в основном городом пешеходов. В 1872 году в городе появилась конка - тяжеловесная колымага, перемещаемая по рельсам двумя одрами. Недлинный маршрут N 6 - от Сокольников до Ильинских ворот - проделывался за два часа. И, когда в самом начале ХХ века в российской столице проложили первую трамвайную линию, обыватели восприняли это событие как чудо. Трамвай довольно скоро стал приносить своим владельцам и городской казне солидную прибыль. Стоит ли удивляться, что невесть откуда вдруг взявшемуся конкуренту отцы города отнюдь не обрадовались. Конкурентом этим стала некая американская строительно-транспортная компания во главе с инженером и предпринимателем по фамилии Гоф. Обойдя не один десяток присутственных мест, Гоф в конце концов получил разрешение властей исследовать почву Москвы на предмет проведения в столице подземной железной дороги.
Не теряя времени, американцы уже в 1902 году приступили к работе. Однако далеко продвинуться не успели.
- Мы не кроты, чтобы лезть под землю, - возмущался гласный городской Думы Курилов. - Даже если "подземка" будет быстрее и удобнее трамвая, нам это чертово изобретение не требуется, потеряем доходы...
И проект строительства метро благополучно "замотали". Только через 30 лет, в 1932 году, началось настоящее строительство. Первый поезд московского метро прошел по новой и тогда еще единственной линии Сокольники - Парк культуры. Это случилось 70 лет назад - 15 мая 1935 года. Подземная магистраль протяженностью 12 километров была проложена всего за три года. Для сравнения: в Риме 55 километров "подземки" рассчитывали построить за четверть века. Метро Праги общим протяжением 25 километров намечали строить 20 лет. К тому же горно-геологическая карта Москвы невыгодно отличалась от европейских. Особенно трудно пришлось метростроевцам в тех местах города, где под землей внезапно возникали сильные течения грунтовых вод. Под слоем почвы, фундаментами домов колыхалось вязкое болото влажного песка, который грозил разрушить деревянные крепи тоннеля.
Один из ветеранов-метростроевцев Вазых Замалдинов рассказывал мне, что тоннель под Театральным проездом оказалось невозможно пройти старым способом, применяя отбойные молотки. Плывун неизбежно ворвался бы в узкие штольни. Для такого трудного участка нужен был проходческий щит. Пришлось втридорога покупать его за рубежом, на ходу осваивать сложную технику.
Денег не жалели. Стройку лично курировали Сталин и Каганович. Задача была поставлена жестко: столичная подземная дорога должна стать лучшей в мире. И над этим славно потрудились не только метростроевцы, но и мастера искусств Е.Вучетич, П.Корин, А.Кибальников, Е.Лансере, В.Мухина, Н.Томский, М.Манизер...
Сейчас, в дни празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной, хотелось бы напомнить москвичам, что в нашей столице строительство новых станций и линий метро не прекращалось даже в самые тяжелые военные годы. Кстати, подземные метровокзалы служили в качестве бомбоубежищ. А одна из красивейших станций - "Маяковская" - после парада 7 ноября 1941 года на Красной площади стала на один вечер залом торжественного собрания, на котором выступил с речью Верховный главнокомандующий. Очевидцы рассказывали мне, что вдоль обоих путей на "Маяковской" стояли поезда с открытыми дверями, а в вагонах - накрытые столы с выпивкой и закусками для участников собрания.
Но нас, сегодняшних пассажиров метро, естественно, больше интересует не эта экзотика, а четкость работы подземного транспортного конвейера. Нынче на сей счет от москвичей и гостей города поступает немало справедливых нареканий. Я сам в молодые годы работал в метро помощником машиниста электропоезда. И если график движения нарушался хотя бы на две-три минуты, это считалось непозволительной халатностью. А сейчас перебои на линиях, в том числе из-за технических неисправностей, случаются все чаще. Только с начала нынешнего года по разным причинам на метрополитене произошло не меньше десятка длительных, подчас до получаса, задержек поездов со снятием высокого напряжения на линиях. Жалуются пассажиры и на скрипучие, медленные эскалаторы, на грязь в вагонах и на перронах, где нередко можно увидеть брошенные пивные бутылки и всякий мусор. На переходах, и без того тесных, мешают свободному проходу людей лотки торговцев, самодеятельные музыканты, инвалиды, просящие подаяния...
И все же, согласитесь, московское метро - сооружение удивительное, уникальное и совершенно неотъемлемое от нашей повседневной жизни. Только представьте на мгновение, что будет, если вдруг все поезда в час пик остановятся...
Несмотря на недостатки, метро даст фору любому виду городского транспорта, ибо под землей "пробок" нет, и каждый из нас, войдя даже в битком набитый вагон, может рассчитывать, что своевременно доберется в нужный район города.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников