КУДА УПЛЫЛ НАШ ФЛОТ?

- Вот смотрю из окна кабинета на бухту Золотой Рог. На рейде всего три российских парохода, причалы пусты. И такая грустная картина все последние годы, - говорит президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, инспектор международной ассоциации транспортников (ITF) Петр Осичанский. - Недавно проводили мониторинг с сотрудниками южнокорейского порта Пусан. Так у них ежедневно на рейде и у причалов в ожидании разгрузки или погрузки находится по 100-120 российских судов! И не только там наши суда более частые гости, чем у родных причалов.

- Виновата в этом система налогообложения и непомерные таможенные пошлины, - считает один из руководителей портового хозяйства Владивостока, пожелавший остаться анонимным. - Например, заходит судно в Пусан на бункеровку - с него не берут ни цента. У нас же сдерут полные портовые сборы. А это немалые суммы. Например, за теплоход водоизмещением 20 тысяч тонн владелец должен оплатить 20 тысяч долларов. Зачем тратиться, если можно зайти в иностранный порт бесплатно?
Ситуация назрела настолько, что вмешаться пришлось президенту России Владимиру Путину. Глава государства на днях провел в Мурманске заседание по проблемам развития инфраструктуры морского транспорта России. Путин указал на преклонный возраст российского флота. Сегодня у нас более полутора тысяч судов, и большинство из них ходят под удобными для российских судовладельцев иностранными флагами. И количество таких судов постоянно растет. По сравнению с началом 1990-х оно увеличилось почти в 4 раза! Причем средний возраст таких судов - около 9 лет, а тех, которые ходят под российским флагом, - 24 года. "За последние 15 лет флот морских пароходств сократился в 4,8 раза. К примеру, уже не существует Балтийского морского пароходства, а флот Дальневосточного сократился почти на 66 процентов. Все эти факты говорят о том, что проблемам морского флота еще уделяется недостаточно внимания", - подчеркнул президент.
Обо всех этих проблемах "Труд" писал неоднократно. Российское судоходное сообщество вместе с морскими профсоюзами долго доказывало правительству необходимость закона о Российском реестре судов. Суть в том, чтобы серьезные отечественные судовладельцы оказались в равном положении с зарубежными конкурентами. Наконец закон принят. Изменится ли теперь ситуация к лучшему и вернутся ли под российский флаг отечественные морские перевозчики? Эксперты подивились нашей наивности. Посмотрите: крупнейшая компания страны - "Совкомфлот". Здесь самые новые суда, самый большой тоннаж. Компания целиком принадлежит государству. Но весь ее флот работает под "удобным", то есть иностранным флагом.
- Наш профсоюз считает, что оптимизм чиновников транспортного ведомства не отражает реальной ситуации с "удобными" флагами, - говорит председатель Дальневосточного регионального отделения Российского профсоюза моряков Николай Суханов. - Обещанного массового возвращения российского флота в родные порты не произошло. В законе о Российском международном реестре судов нет ни слова об условиях труда и оплаты моряков, об их страховании. Почему-то правительство додумалось застраховать автовладельцев, а вот обязать судовладельцев сделать это по отношению к морякам, которые находятся в более экстремальных условиях, чем водители, не додумалось. А регистрация судов в Российский международный реестр в 10(!) раз дороже, чем, например, в панамский. Судовладельцы, не имеющие никаких отношений с международными профсоюзами, - это в основном мелкие фирмы, владеющие доживающими свой век посудинами 25-30-летнего возраста, - конечно же, не пойдут на такую дорогую перерегистрацию.
Слава Богу, закон о Российском международном реестре судов снял налог на имущество. Ведь этот налог был одной из причин поголовного ухода в начале 90-х российских судов под "удобный" флаг. Построив судно за рубежом, к примеру, за 60 миллионов долларов, и подняв на нем российский флаг, судовладелец должен был заплатить около 18 миллионов долларов налога на имущество, для того чтобы ввезти его в Россию. Фактически мы бесплатно подарили миру огромное количество опытных квалифицированных моряков, которые не вернутся на российские суда, если судовладельцы не повысят оплату труда до международного уровня. А самое главное, подняв российский флаг, владельцы судов больше не смогут строить новые суда. Дело в том, что ни один иностранный банк не даст кредит под строительство нового флота под залог судов российского флага.
- Что мы теряем из-за того, что закон не довели до ума?
- Достаточно сказать, что в СССР существовало 17 пароходств, в наличии которых было 1500 судов общим тоннажем 18 миллионов тонн. Мы занимали 4-е место в мире по количеству судов и по тоннажу. Сегодня в России осталось 9 пароходств, у которых всего 200 судов. И только 5 процентов мировых перевозок приходится на российские суда.
Сырой закон приняли больше года назад. Его надо срочно дорабатывать, чтобы нашим судовладельцам было выгодно ходить под российским флагом.