SuperJet не хватило высоты
<p>По следам самой громкой авиакатастрофы</p>
Анатолий Журин, Павел Орлов

Вчера индонезийские десантники добрались до места крушения российского лайнера, врезавшегося в гору накануне, во время демонстрационного полета. Спасать оказалось некого: объективам телекамер предстала жуткая картина разбросанных вдоль склона обломков и фрагментов человеческих тел.

Специалисты российского МАКа ищут «черные ящики» и восстанавливают хронику последнего полета, чтобы установить причину трагедии. Но уже сегодня ясно, что амбициозный проект российского среднемагистрального самолета Sukhoi SuperJet 100 получил удар, от которого нашей гражданской авиации будет очень тяжело оправиться. Предполагалось, что во время показательного турне сразу несколько стран Юго-Восточной Азии заключат договоры на покупку лайнеров SSJ.

По последним данным, на борту лайнера было 48 человек — восемь россиян и граждане еще четырех стран. Все россияне — сотрудники авиастроительной компании «Сухой». Командиром экипажа был опытнейший шеф-пилот Александр Яблонцев, который поднимал в небо первый SuperJet в 2008 году.

Связь с самолетом была потеряна, когда он находился в районе горы Салак. Незадолго до трагедии командир запросил разрешения снизиться до высоты 1,8 тысячи метров. Злополучная гора немного выше, но разрешение было получено, поскольку высокая облачность давала достаточный обзор. Однако самолету чуть-чуть не хватило высоты, чтобы пройти поворот и завершить маневр. Не получилось.

Лайнер Sukhoi SuperJet 100 появился после 11 лет напряженной работы инженеров и конструкторов, а также вложения в разработку программы, по разным данным, от 1,3 до 2 млрд долларов. Проект задумали в 2000-м, первый самолет испытали в 2008-м, а впервые поставили заказчику (Armavia) 19 апреля 2011 года. 21 апреля 2011 года первый SuperJet 100 с пассажирами на борту поднялся в воздух. 6 июня 2011 года первый SSJ был поставлен «Аэрофлоту» и через 10 дней поднял в воздух первых пассажиров крупнейшей авиакомпании.

В начале 2011 года самолет получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета, а в начале 2012 года — сертификат Европейского авиационного агентства по безопасности.

Не считая опоздания на пару лет по намеченным ранее срокам — готовности, испытаний и начала поставок, — все шло прекрасно. С середины 2011 года Sukhoi SuperJet 100 федеральные чиновники называли не иначе, как «надеждой российского авиапрома». В этом эпитете сложились два многообещающих факта. Во-первых, SSJ 100 стал первым пассажирским самолетом, придуманным и разработанным в России после развала СССР. И во-вторых, к середине 2011 года компания-производитель имела более 200 контрактов и 170 заказов. Среди заказчиков были авиакомпании из Западной Европы. На одном только авиасалоне МАКС в августе 2011-го было заключено более 100 договоров на поставку Sukhoi Superjet 100. Больше того, динамика развития интереса к этому самолету позволила создателям планировать, что к 2016 году пассажирский «сухой» выйдет на третье место по поставкам самолетов в мире и займет одну десятую международного авиарынка. В прессе в это время появлялись статьи под заголовками «Назло скептикам», «Суперперевозчик расправляет крылья» и прочими, не менее говорящими.

Что же такого уникального смогли создать конструкторы из ОКБ «Сухой», что покупатели разных стран стали приобретать их самолеты? Просто нашли свою нишу. Ни Boeing, ни Airbus, ни другие именитые мировые самолетостроители не выпускают лайнеров в данной категории — салон до 100 человек. Получается, успех был не случайным, а плановым. Уже в 2000 году аналитикам было понятно — миру нужны самолеты средних размеров для региональных перевозок. Нужны были они и России, так как имевшиеся в наличии Ту-134 и Як-42 устарели и не проходят международные нормы по шуму, не могут садиться в европейских аэропортах.

Не случайно именно этот самолет был выбран в качестве локомотива для возрождения гражданской авиации. Исполнителем проекта стало ОКБ «Сухой», незадолго до этого создавшее гражданское отделение. В 2000-м компания ЗАО «Гражданские самолеты «Сухого» объявила о начале создания нового пассажирского авиалайнера Russian Regional Jet.

В 2002 году главным консультантом проекта был выбран Boeing. В 2004 году был проведен конкурс и определены основные поставщики компонентов для самолета — больше половины иностранных компаний. Руководителем программы назначили Виктора Субботина, главным конструктором — Владимира Лаврова. Собирать самолеты решили в Комсомольске-на-Амуре, на ПО имени Гагарина.

В 2005 году поступил первый заказ на 30 самолетов от «Аэрофлота».

В 2006 году, в Фарнборо во время выставки самолет переназвали в Sukhoi SuperJet 100.

В сентябре 2007 года в Комсомольске-на-Амуре прошла презентация первого укомплектованного Sukhoi SuperJet 100. Начало поставок самолетов планировалось на 2008 год. Однако в этом году разработчикам удалось только пройти летные испытания. О задержке поставок было объявлено официально. А еще через год, в июле 2009-го, пост президента «Гражданских самолетов «Сухого» занял Владимир Присяжнюк.

За это время, а конкретно с 2004 года, в нише самолетов для местных перевозок у российской стороны появились серьезные конкуренты. В этот сегмент рынка вошли бразильская Embraer с лайнером E-Jet и канадская Bombardier Aerospace с лайнером CRJ. А еще на несколько лет позже нишу пришли покорять японцы и китайцы с самолетами Mitsubishi Regional Jet и COMAC ARJ21 соответственно.

Но конкуренция не повредила имиджу российского SSJ 100, даже напротив. Дело в том, что наш лайнер по сравнению с конкурентами тратит на 10% меньше топлива, требует на 6% меньше денег на эксплуатацию и на 10% (по другим сведениям, на 15%) дешевле. При этом пассажиров он вмещает больше, чем конкуренты: от 78 до 95 мест в зависимости от класса.

Вообще SSJ получился довольно относительно «российским». Дело в том, что в полной мере отечественными в нем являются конструкция, кузов (планер) и сборка. Все остальное (80% комплектующих) поставляют иностранные участники проекта, в том числе компания Boeing. Что, наверное, не способствует увеличению гордости конструкторов самолета, зато наверняка положительно влияет на зарубежных покупателей.

Или влияло, потому что последняя авария под Джакартой, безусловно, скажется на интересе покупателей к Sukhoi SuperJet 100. К сожалению. И не только потому, что лайнер потерпел катастрофу. Такое с самолетами, увы, нередко случается из-за погодных условий, неисправностей в управлении и прочих ЧП. Так, за 2011 год из гражданских лайнеров упали два Boeing-727 и один Boeing-737, лайнер Airlines PNG, южнокорейский Asiana Airlines, китайский Xian MA60, чешский Let L-410 Turbolet, шведский Saab-340, испанский Casa C-212, американский Bombardier CRJ-300. Разница в том, что перечисленные компании каждый год производят десятки и сотни самолетов, их репутация проверена временем. А наш SuperJet на рынке совсем недавно.

Тем не менее появился он не вчера. На сегодняшний день, как нам рассказали в пресс-службе ЗАО «Гражданские самолеты «Сухого», эти лайнеры в «Аэрофлоте» и Armavia совершили 3852 полета, налетали 7466 часов. Вопрос в том, хватит ли этого после катастрофы для восстановления доброго имени? Будем ждать результатов следствия с места трагедии. ?

Прямая речь

Сергей Крутоусов, независимый эксперт, бывший советник Министерства транспорта Российской Федерации (2004–2009 годы):

— Выводы по поводу случившегося делать рано, но для объективного анализа потребуется дать оценку технической политике руководителей авиапрома. В советские годы между авиаконструкторами была конкуренция, которая двигала прогресс. А на этот лайнер сделали ставку как на единственно возможный. К тому же с созданием слишком торопились, словно спешили отрапортовать об успехе.

Вспомним, что глава концерна Михаил Погосян обнадеживал российское руководство, что проект не потребует больших денег. И действительно, начинали SuperJet как региональную машину, способную заменить Ту-134 и Як-42, но потом аппетиты возросли и конструкторы почему-то залезли в магистральный проект. При этом отодвинули в сторону перспективные машины Ту-414 и Ту-334. То есть «Сухой», будем откровенны, начал занимать туполевскую нишу. Налицо системный ущерб. А пока шла эта возня, та же Украина выпустила свой неплохой самолет Ан-140.

Дмитрий Рогозин, И.О. вице-премьера правительства РФ:

— Летчики высокого мнения об этой машине. Это катастрофа, все печально и трагично, но тем не менее хочу сказать, что сама по себе машина, я уверен, имеет большое будущее. Она перспективна, конкурентоспособна.

С 2018 года криминальный авторитет находился в колонии строгого режима, отбывая срок за вымогательство 

Кадр телеканала НТВ

70-летний Захарий Князевич Калашов, известный в криминальном мире как Шакро Молодой, досрочно освободился из колонии в Краснодарском крае. Об этом в пятницу, 29 марта сообщает Telegram-канал Mash. Как стало известно журналистам, Шакро,...

Причиной инцидента стал конфликт между девятиклассником и учительницей русского языка

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Члены организации «Русская община» блокировали школу в городе Батайске Ростовской области. Об этом сообщил Telegram-канал Baza. Инцидент произошел утром в четверг, 25 апреля, в школе №4. По словам очевидцев, учебное заведение окружили...

Кроме того, вода проникла в три из четырех скважин, которые пробурили спасатели

Фото: пресс-служба МЧС России, globallookpress.com

Рудник «Пионер» в Амурской области, где завалило 13 горняков, оказался практически полностью затопленным грунтовыми водами. Об этом рассказал РИА Новости представитель экстренных служб. «Отрезанная обвалом грунта горная выработка...

Где почти четверть часа была полиция и почему террористы, расстрелявшие людей в «Крокус Сити Холле», благополучно уехали?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Теракт унес жизни 143 человек. Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

Сразу оговоримся: все, что здесь написано, не утверждения, а лишь вопросы, попытка проанализировать имеющуюся официальную информацию. Их, увы, и сегодня, спустя неделю после трагедии, намного больше, чем ответов. Судите сами....

Это прозвище депутата от Приозерского района, бизнесмена Александра Цветикова. Который явился с повинной в СКР

Ирина Смирнова
Труд
Бизона «подтянули» по делу о двойном убийстве 30-летней давности. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

После беседы с оперативниками РУБОП 50-летний депутат от Приозерского района, владелец фирм и газеты «Приозерские ведомости», а, по версии Общественной палаты Ленобласти, еще и «выдающийся ленинградец»,...

По данным Telegram-канала Shot, злоумышленники забаррикадировались внутри здания 

Кадр видео с YouTube

Стрельбу по толпе безоружных людей, пришедших на концерт группы «Пикник» в столичный Crocus City Hall, открыли «пятеро бородатых мужчин с автоматами и рюкзаками». Об этом со ссылкой на очевидцев сообщает Telegram-канал...

Глава управления МЧС по Ростовской области Сергей Филиппов переоделся в спортивный костюм и… угнал у коллег из Новошахтинска пожарную машину

Юрий Ряжский
Труд
Что об «уроке» сказали ростовские пожарные, точно неизвестно. Но догадаться можно. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Понедельник — день тяжелый. Даже если на него приходится всенародно любимый праздник — День дурака. В этом смогли убедиться сотрудники одной из пожарных частей города Новошахтинска. У которых глава управления...

Громкая посадка заместителя министра обороны Тимура Иванова навевает не только тоску

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Сослуживцы называли Иванова «оборзевшим генералом». Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

Уже вторая неделя проходит под знаком скандала вокруг ареста замминистра обороны, объявленного организатором преступной группы взяточников. «Подумаешь, бином Ньютона!» — вскричал бы булгаковский Коровьев-Фагот, мало ли...

Вместимость концертного зала составляет 7300 мест; на момент начала атаки в нем могли находиться несколько тысяч человек 

Кадр видео с Telegram-канала Mash

Бойцы спецназа СОБР начали операцию по зачистке здания «Крокус Сити Холла» от террористов. Момент входа спецназовцев в здание попал на видео и был опубликован в Сети. По некоторым данным, боевики, совершившие нападение на зрителей...

Сотрудники уголовного розыска ГУ МВД по Петербургу задержали криминальных авторитетов из, казалось бы, забытых лихих 90-х

Ирина Смирнова, журналист
Труд
Не оскудела сюжетами криминальная жизнь Петербурга, давшая богатую пищу создателям криминальных саг. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Как говорил опер из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего...», хвосты длинные бывают. Сотрудники уголовного розыска ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области задержали криминальных авторитетов из, казалось бы,...

Происшествия 00:12 / 05 Апреля 2024 4026
Взрывная волна

На определение размеров компенсации пострадавшим от атаки дрона в Петербурге ушел месяц. Суммы чиновники насчитали довольно скромные

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Были повреждены фасады двух пятиэтажек, остекление балконов и окон. Фото: Stringer/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Спустя месяц после атаки беспилотника в Петербурге пострадавшие получили выплаты. Ранним утром 2 марта беспилотник врезался в пятиэтажку на Пискаревском проспекте, последовал взрыв. Жильцов из поврежденных домов экстренно...

Сугроб спас жизнь жительнице Екатеринбурга

Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Спасительный сугроб Редкий случай: дворники, не убиравшие снег, заслужили благодарность. В результате их нерадивости 26-летняя жительница Екатеринбурга Анастасия, при невыясненных обстоятельствах выпавшая с 20-го этажа высотки,...

Пилоту Николаю Виноградову не раз приходилось встречаться с неадекватными пассажирами

Анатолий Журин
Труд
Командир корабля Николай Виноградов (слева) со своим геройским экипажем. Фото из личного архива Николая Виноградова

Пассажирам Superjet 100 авиакомпании «ИрАэро», вылетавшим в ночь на 1 апреля из Иркутска во Владивосток, было совсем не до шуток. Самолет уже двинулся к взлетной полосе, когда экипаж вдруг...

Он скончался в салоне самолета, стоявшего на жаре в ожидании вылета

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Фото: Frank Hoermann/Sven Simon, globallookpress.com

Сначала давняя история. В октябре 1986-го меня угораздило лететь во Вьетнам. Аэробус, 420 пассажиров со всей страны — Москва, Ленинград, Тюмень, Башкирия, Эстония... И 20 часов лета с двумя остановками:...

В чате созданы несколько разделов, в том числе сверка списков погибших и пострадавших

Фото: Dmitry Golubovich, globallookpress.com

Чат в Telegram создан для всех, кого коснулась трагедия в «Крокус Сити Холле». Об этом сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев в своем Telegram-канале. «С 10 утра в БЦ «Кубик» в помещениях фонда «Защитники...

Попытка убийства троих человек стала ответом на отказ 18-летней девушки встречаться с организатором покушения 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Военный пенсионер в Сочи предотвратил убийство семьи из трех человек, которое пытались осуществить двое молодых людей. Злоумышленники хотели поджечь дом с людьми, сообщает Telegram-канал SHOT. Сообщается, что студент четвертого курса Сочинского...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?