Дороги и иностранцы

Путин призвал зарубежные компании на строительство автодорог в России

Один из первых президентских указов Владимира Путина направлен на борьбу со второй исконной бедой России — плохими дорогами. Правительству поручено до 1 декабря 2012 года создать механизм «привлечения иностранных организаций, обладающих современными технологиями и управленческими компетенциями, к участию в конкурсах и аукционах на строительство автомобильных дорог федерального и регионального значения».

До сих пор в нашей стране на пушечный выстрел не подпускали иностранцев к этому бизнесу. Причину легко понять, если сравнить цены на автодорожное строительство в России и за ее пределами. К примеру в Европе средний немецкий автобан обходится в 8–11 млн евро за километр, нормальная автодорога в горной Швейцарии — 24 млн евро за километр, в равнинной Польше — 5–7 млн евро за километр. В США цена дорог колеблется в пределах 2,5–8,5 млн долларов за километр — в зависимости от месторасположения и рельефа местности. В Бразилии стоимость сооружения километра четырехполосной автострады составляет 3,6 млн долларов, в Китае — 2,9 млн.

А в России на трассе Краснодар-Новороссийск километр шоссе очень среднего качества обошелся бюджету в 32 миллиона. Не рублей — долларов! На Западном скоростном диаметре под Петербургом цена такого же километра выросла до 180 млн, в Москве на отдельных участках Четвертого транспортного кольца — до 400 млн. И это еще не предел.

С такими ценами, по шутливым подсчетам некоторых экспертов, дорожное полотно в России можно выстилать не асфальтобетонной смесью, а норковыми шубами, свежайшими устрицами или белужьей икрой. И даже получится не в один слой.

В общем, заграница отдыхала. Именно по этой причине. Ибо с какой стати наши дорожники делились бы с ней норковыми шубами и черной икрой?

Теперь о скорости строительства дорог. В Китае сегодня за 10 дней строится столько же дорог, сколько в России за целый год. В США в прошлом году дорожным рабочим хватило 30 часов (!), чтобы провести капитальную реконструкцию четырех полос 16-километрового участка шоссе 405 — одной из главных транспортных артерий Калифорнии, соединяющей западный Лос-Анджелес с долиной Сан-Фернандо (ежесуточный поток — более полумиллиона автомобилей). И цена за такую сумасшедшую работу оказалась вполне божеской — 62,2 млн долларов за каждый километр. Если конкретно, в субботу поставили шлагбаум, а в воскресенье уже сняли: готово, можно ехать!

В общем, к нам бы этих китайцев, американцев и немцев: Тем более, что средств на дорожное строительство выделяется немало. Только на реализацию мероприятий подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» было зарезервировано 4341,93 млрд рублей. В США на эти деньги построили бы 30–40 тысяч километров первоклассных автомагистралей, в Китае — вдвое больше.

На такие деньги и в России нашлось бы немало зарубежных подрядчиков. Но: французская компания Vinci еще шесть лет назад предлагала нам построить скоростную автомагистраль Москва — Санкт-Петербург. И лишь теперь, похоже, ее услуги будут востребованы, ибо, как пишет тамошняя пресса, лоббистом проекта выступил друг Владимира Путина — питерский предприниматель Аркадий Ротенберг. Печальный опыт имеют в этом деле финны: в Ленинградской области они построили быстро, дешево и качественно небольшую ведомственную автотрассу, а на дальнейшее получили от местных властей поворот — видимо, «не откатили».

Между тем ущерб, который Россия терпит из-за дурных дорог, превышает урон от японских цунами и американских торнадо. Средняя скорость перевозки грузов по нашим автодорогам не превышает 280–300 км в сутки, тогда как в Евросоюзе еще в 2009 году она перешагнула за 1000 км в сутки. Зато расход топлива у нас превышает европейские показатели на 35–40%. Не говоря уже о двойных-тройных затратах на ремонт автотранспорта, преодолевшего родимые ямы да ухабы.

Дальше может быть еще хуже: по всем прогнозам экономического развития страны, которые составляются на всех этажах власти, к 2025 году стране нужно по меньшей мере удвоить протяженность автомобильных дорог. Кто будет их строить — непонятно, ибо отрасль катастрофически монополизирована непрофессионалами. Московские власти недавно приводили пример собственной взыскательности к подрядчикам: одну из фирм заставили перекладывать асфальт 16 раз! Вместо того, чтобы выдать бракоделам «волчий билет» навечно — с передачей подряда более умелым и добросовестным работникам. Но где их взять?

Неудивительно, что только в нашей стране нормой гарантии на дорожные работы принят всего один год, в редких случаях — два-три года. Между тем, в Европе, США, Китае межремонтный период эксплуатации автотрасс составляет 7–10 лет. Они этому давно научились, мы — нет.

Выход напрашивается: звать на помощь заграницу. Причем не на единичные контракты, а на полноценный открытый рынок, где большие и малые автодорожные фирмы из-за рубежа могли бы на равных конкурировать с отечественными дорожниками.

Именно это и предусмотрено указом Владимира Путина: создание механизма, который позволил бы привлечь зарубежные фирмы «к участию в конкурсах и аукционах на строительство автомобильных дорог федерального и регионального значения».

И если конкурсы будут честными, нерадивые фирмы будут проигрывать и разоряться. К слову, у нас уже есть пример автомобильной промышленности, которая вполне успешно строится иностранцами на останках отечественного автопрома. Кому стало хуже оттого, что большинство россиян уже ездит на иномарках, собранных на российской территории руками российских рабочих и инженеров?

Теперь стране не помешает обзавестись и качественными автодорогами, не правда ли?