Война и мир. И Донбасс посередине

Российское присутствие на Канском кинофестивале весьма значительно

Во вторник, 8 мая, фильмом «Все знают» иранского режиссера Асгара Фархади с участием звездной супружеской пары — Пенелопы Крус и Хавьера Бардема открылся 71-й Каннский кинофестиваль. Улицы города украшены постерами, на которых Жан-Поль Бельмондо страстно целует Анну Карину. Это кадр из фильма «Безумный Пьеро» Жан-Люка Годара 1965 года. На момент подписания этого номера «Труда» было еще неизвестно, приедет ли сам 87-летний классик на фестиваль, но в основном конкурсе участвует его новая картина «Книга образов», события которой происходят в восточной стране, где на кону нефть и власть. Вечные ценности...

Российское присутствие на нынешнем фестивале весьма значительно. Начнем с того, что в основное жюри под руководством австралийской актрисы Кейт Бланшетт вошел режиссер Андрей Звягинцев. Среди картин, которые ему предстоит оценить, — «Холодная война» живущего в Великобритании поляка Павла Павликовского (это он получил «Оскар» за фильм «Ида» в тот год, когда Звягинцев номинировался с «Левиафаном»), «Черный клановец» Спайка Ли о ку-клукс-клане 70-х, «Дикая груша» турка Нури Бильге Джейлана, «Нож в сердце» уроженца Ниццы Яна Гонсалеса с Ванессой Паради в роли порнорежиссера, «Пылающий» южнокорейца Ли Чхан-дона по рассказу Мураками, «Пепельный — самый чистый белый» китайского гения Цзя Чжанкэ, «Счастливый случай» итальянки Аличе Рорвахер, «Собачник» ее знаменитого соотечественника Маттео Гарроне... А еще «Три лица» опального иранца Джафара Панахи, которого так и не удалось заполучить на фестиваль — его не выпустили власти Ирана. Ничего не вышло и с приглашением Кирилла Серебренникова, находящегося под домашним арестом. Так что 9 мая без него прошла премьера черно-белого фильма «Лето», созданного Россией совместно с Францией, о 19-летнем Викторе Цое.

...В 1981-м в Ленинграде начинающий музыкант знакомится с 26-летним основателем группы «Зоопарк» Майком Науменко и его женой Наташей. Возникает любовный треугольник, сам факт которого отрицают некоторые известные очевидцы тех событий. Роль рок-музыканта сыграл 36-летний южнокорейский актер Тео Ю, имеющий опыт работы не только у себя на родине, но и в США. Он снимался у Ким Ки Дука в фильме «Один за другим». А в 2006-м в одной из программ Каннского кинофестиваля показали «День-ночь, день-ночь» с его участием, снятый режиссером русского происхождения Джулией Локтев. Майка Науменко сыграл фронтмен группы «Звери» Рома Зверь (это его дебют в кино), а его жену и возлюбленную Цоя — молодая актриса Ирина Старшенбаум. Кирилл Серебренников не успел доснять картину, ее заканчивали по его записям и репетициям коллеги, а монтировал он ее сам, находясь дома.

Под занавес фестиваля покажут еще один российский конкурсный фильм — «Айка» Сергея Дворцевого о молодой женщине, приехавшей из Киргизии в Москву, родившей ребенка и оставившей его в роддоме. Это копродукция пяти стран: России, Польши, Германии, Казахстана и Китая. Работа — свежее не бывает: завершение фильма продолжалось и в дни фестиваля. Так что Дворцевой повторит путь гонконгского режиссера Вонга Кар-Вая, картина которого «2046» добралась до Канн в 2004 году чуть ли не в последний день, из-за чего пришлось перекраивать график показов.

Работа над «Айкой» идет больше шести лет. Менялись продюсеры, появлялись и исчезали непрофессиональные актеры, кто-то из них был просто выслан из страны за нарушение правил регистрации и проживания, и ничего с этим сделать было невозможно. Картину снимает оператор Иоланта Дылевска из Польши, с которой Дворцевой уже неоднократно работал. Главную роль сыграла профессиональная актриса Самал Еслямова, знакомая нам еще по «Тюльпану», с которым 10 лет назад Сергей победил во второй по значимости каннской программе «Особый взгляд».

В этом году «Особый взгляд» открылся «Донбассом» Сергея Лозницы, которого называют то белорусским режиссером — по месту рождения, то украинским — по нескольким годам жизни в Киеве. Он учился в Москве, работал документалистом в Ленинграде, а теперь живет в Берлине. Его новая картина, основанная на реальных событиях, создавалась усилиями коллег из Германии, Украины, Нидерландов, Франции и Румынии. Как и в предыдущем его фильме «Кроткая», в «Донбассе» снимались актеры из Екатеринбурга, работающие в знаменитом «Коляда-театре». Двое из них — Сергей и Светлана Колесовы — представили картину в Каннах.

В программу «Каннская классика» вошли две отреставрированные советские ленты. Директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров лично представит первую часть четырехсерийной эпопеи «Война и мир» Сергея Бондарчука — «Андрей Болконский». В течение полутора лет шла ее цифровая реставрация. Латвийская лента 1967 года «Дышите глубже...» Роланда Калныньша, которому 9 мая исполнилось 96 лет, — о молодом рабочем Цезаре, чьи песни исполняет музыкальный коллектив «Оптимисты». Но чиновница от культуры ничего, кроме идеологической диверсии, в них не видит. Сюжет очень реальный: вот так же советские чиновники полвека назад не выпустили сам фильм Калныньша во всесоюзный прокат:

Российская короткометражка «Календарь» Игоря Поплаухина вошла в отдельную программу, которую оценит жюри во главе с французским режиссером Бертраном Бонелло, известным по фильму «Сен-Лоран. Стиль — это я». 20-минутная картина «Я нормальный» Михаила Бородина участвует в «Неделе критики» и рассказывает о старшекласснике из небольшого поселка, мечтающем учиться в городе, а пока в компании друзей строящем из себя придурка, чтобы не выделяться.

Зрителям нынешнего Каннского кинофестиваля предстоит увидеть на удивление богатую панораму нашего кино, так что никакие санкции в сфере культуры не работают.