МЫ НАКОНЕЦ ДОГНАЛИ АМЕРИКУ

На прошлой неделе, когда на московских автозаправках цена на 95-й бензин дошла до 11 рублей за литр (а нынче даже "десятку" нельзя заправлять 92-м), среди автовладельцев начался глухой ропот. Министр Герман Греф тут же заявил, что правительство, конечно, могло бы сдержать внутренние цены на моторное топливо, повысив на него вывозные пошлины, но не будет этого делать. Потому что серьезного роста цен нет - есть лишь "обычные сезонные колебания".

"Колебания" эти, однако, уже превысили 10 процентов, что считается опасным "скачком". Год назад, когда в США цены на бензин "подпрыгнули" аналогичным образом, президент Джордж Буш выразил серьезную озабоченность и даже заговорил о возможности расконсервации нефтяных месторождений на Аляске.
Сегодня американские цены на бензин вернулись к своему обычному уровню - чуть меньше 1,5 доллара за галлон (3,78 литра). Таковы данные обследования 10 тысяч автозаправок во всех штатах США. То есть 1 литр 95-го бензина среднему американцу обходится примерно в 39 центов - по-нашему, чуть больше 12 рублей. Во многих штатах цены значительно ниже: например, в Техасе - самом "нефтяном" штате Америки - они не превыщают 30 центов за литр (9 руб. 40 коп). В нашем Ханты-Мансийске они нынче намного выше. То есть Америку - по ценам на моторное топливо - мы уже не только догнали, но и перегнали...
Учтем: США сегодня - крупнейший в мире импортер нефти. Россия - крупнейший экспортер, уступающий лишь Саудовской Аравии (да и ее в нынешнем году мы уже перегоняли). То есть мы, россияне, платим больше американцев именно за то, чего у нас много, чем, казалось бы, страна может "делиться" с другими совершенно безболезненно для своих граждан.
А вот поди ж ты - получилось очень даже болезненно.
Нефть мы не импортировали никогда. А платим за нее дороже всего. И это беда не только автовладельцев - хотя в России автомобиль ("жигуленок" или о-очень подержанная иномарка) уже давно перестал быть роскошью. Вспомним, что в цене каждой буханки российского хлеба (который тоже быстро дорожает) не менее 10 процентов составляют транспортные затраты - в первую очередь затраты на горючее. Значит, и нынешние "сезонные колебания" цен на моторное топливо уже в ближайшее время отзовутся очередным подорожанием и хлеба, и всего прочего. Причем на этом новом уровне цены будут стоять "неколебимо", назад их уже ничем не сгонишь.
Но, быть может, эти цены соответствуют нашей покупательной способности? Ведь сказал же президент Российского топливного союза Сергей Борисов, что 10 рублей за литр 92-го бензина является нынче "порогом покупательной способности" россиян. Посмотрим, что это за "порог" и что у нас за "порогом".
По данным Госкомстата, в нынешнем году в феврале средняя зарплата нефтяников составляет 12 779 рублей (407 долларов), у металлургов эта цифра значительно ниже - 8001 рубль в цветной и 4979 рублей в черной металлургии. "Средний энергетик" в России получает 6527 рублей, "средний шахтер"-угольщик - 5304 рубля.
А в США, которые мы так лихо обогнали по ценам на бензин, минимальная почасовая оплата (для поденщиков, неквалифицированных рабочих) не может быть ниже 5,75 доллара (180 рублей). Средняя зарплата квалифицированного работника там составляет от 40 до 70 тысяч долларов в год. Это в 8 - 12 раз выше, чем у российского нефтяника, в 13 - 23 раза выше, чем у металлурга-цветника", в 16 - 28 раз выше, чем у российского энергетика, в 19 - 34 раза выше, чем у шахтера.
А вот за бензин платим больше - мы! Судя по статистическим данным, скоро догоним американцев и по мясу. В 2001 году рост реальных доходов российского населения составил 6,3 процента - а цены на мясо увеличились в среднем на 20 процентов.
Но дело, конечно, не в ценах, хотя именно "бензиновые" власть вполне могла бы удерживать совершенно рыночными методами - например, размерами экспортных пошлин. Дело в недопустимо, позорно низкой зарплате работающих россиян. Цены будут расти до уровня мировых - такова объективная реальность рыночной экономики. Весь вопрос в том, "подтянется" ли при этом у нас зарплата? И как скоро?
Кстати, ведущие российские и западные экономисты уже прожужжали нам все уши: мол, низкая оплата труда в стране тормозит ее экономическое развитие. Власть, однако, стоит на своем, и даже требование нового Трудового кодекса - минимальная зарплата не может быть ниже прожиточного минимума - обещает исполнить не скоро.
Тем временем в стране продолжает расти дифференциация в оплате труда "управляющих" и "управляемых" - и она уже вышла за всяческие рамки. Не будем сейчас говорить о банковской сфере, где не такая уж редкость - контракты с шестинулевой цифрой. Оставим в покое даже нефтяников, где оклады высшего менеджмента начинаются от 10-15 тысяч долларов в месяц. В конце концов это частные структуры, которые сами определяют себе "сумму прописью". И единственное, что может потребовать (но не требует!) от них государство, - соответственного повышения зарплат персоналу, тем, чей труд в конечном итоге и обеспечивает миллионные заработки высших управленцев.
Но вот данные по вполне государственной компании - РАО "ЕЭС России": в первом квартале нынешнего года членам правления этого холдинга было выплачено в среднем по 18.000 долларов ежемесячно. То есть в 86,5 раз больше средней зарплаты по отрасли (и вдвое больше, чем за тот же период год назад). Это уже покруче, чем в каких-то америках. И спрашивается: за какие чрезмерные заслуги, если за январь - апрель 2002 года производство электроэнергии в стране не только не выросло, а даже упало до 96,7 процента к такому же периоду 2001 года?
В США, правда, тоже есть эта проблема: там, по данным The Wall Street Journal, на фоне общей рецессии - снижения прибыли компаний в среднем на 17,8 процента, заработки высшего менеджмента снизились всего на 2,9 процента. Явление это уже получило название "stealth wealth" (богатство украдкой) и вызвало серьезное беспокойство американского общества - нарушается принцип "fair play" - честной игры.
У нас, между прочим, тоже есть повод для беспокойства. Недавно на воротах, ведущих во двор одного уважаемого учреждения, на табличке "Машины ставить запрещается!" кто-то дописал мелом: "... для буржуев".