09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ХАБЕНСКИЙ И ПОРЕЧЕНКОВ ОХОТЯТСЯ ВО МХАТE

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 11 Июня 2002г.
Посмотрев во МХАТе имени Чехова "Утиную охоту", написанную Александром Вампиловым в 1970 году, я подумала: а почему, собственно говоря, все видные актеры так мечтали сыграть главного героя этой пьесы Зилова?

Впрочем, какой он герой? Простой инженер изменяет своей жене, волочится за молоденькими девушками и целый год ждет отпуска, чтобы отправиться на охоту. Короче, обыватель какой-то. Разочарован в окружающей действительности, хотя никакой политикой не занимается и даже не говорит о ней. Но однажды этот "обыватель" решил свести счеты с жизнью, то есть застрелиться из своего охотничьего ружья, предварительно написав распространенную в таких случаях записку: "Прошу в моей смерти никого не винить". Потом передумал и стал жить дальше.
Однажды Вампилов сказал: "Нет, я Зилова не убью. Пусть живет. Это еще страшнее". Конечно же, тут человеческая драма, утраченные идеалы и духовная пустота. Помните, что у Чехова сказано по поводу ружья, которое висит на стене и обязательно в финале пьесы должно выстрелить? Так вот, у Вампилова оно не стреляет, но от этого не становится легче, потому что Зилов ставит на себе окончательный крест.
Говорят, Вампилов много пил. Может быть, от постоянно преследующих его неудач, когда он без гроша в кармане мыкался по Москве, предлагая театрам свои "несвоевременные" пьесы, а может, потому, что у него была обостренная совесть, и ему приходилось ломать себя, приноравливаясь к бессовестной действительности и заглушая в себе боль и стыд.
Скорее всего, из этой же породы людей были и Олег Ефремов, и Олег Даль, которые, один в театре, второй в кино, сумели так выразить трагическую глубину своего героя, что мороз по коже пробегал, и на память приходили чеховские неудачники. Теперь эту роль во МХАТе исполняет приглашенный из Петербурга Константин Хабенский. Молодой, подающий надежды актер, с которым москвичи познакомились во время "Золотой маски" на спектакле "Войцек" в 1993 году. Какое-то время он был известен только узкому кругу театралов, но потом благодаря телесериалам "Агент национальной безопасности" и "Убойная сила" его вместе с Михаилом Пореченковым (который тоже играет в этом спектакле, но официанта) узнала вся страна. Думаю, их известность и подтолкнула руководство МХАТа пригласить питерских актеров в свой спектакль. Сработал обычный "пиаровский ход".
Ничего плохого по поводу добросовестной игры Хабенского и Пореченкова сказать не могу, но этого для вампиловской пьесы слишком мало. По крайней мере, для роли Зилова. Хабенский, скорее, мил, обаятелен и трафаретно остроумен, чем безысходно одинок в конфликте с самим собой и не устраивающим его миром. И дело тут не в том, что Ефремов играл спивающегося интеллигента, а здесь такой аккуратный и умненький интеллектуал, непонятно зачем придирающийся к людям. Внутри того Зилова буквально все клокотало и кипело по поводу пустой и бессмысленной жизни. Притворство, ложь бесили его, и одновременно с этим он продолжал встречаться с опостылевшими ему друзьями, обольщать себя надеждой, что удача на охоте хоть как-то "отвлечет" его... Как это знакомо каждому из нас. Но Хабенский все самое важное пропускает, торопится, будто и впрямь хочет поскорее успеть на свою "Красную стрелу".
Думаю, еще и поэтому сидящая за мной молодая парочка постоянно хихикала во время спектакля. Особенно когда Зилов возвращался со свидания домой и рассказывал жене разные небылицы, уверяя ее в своей верности. И как Марина Зудина ни пыталась донести до зрителей скрытый ужас их семейной жизни, она не смогла "зацепить" непробиваемого партнера. Обидно, что и Александр Семчев в роли Саяпина не сумел избавиться от маски добродушного толстяка, приклеивавшейся к нему в рекламном ролике вместе с фразой "Пиво пил". А ведь это не такой уж простой тип. Когда начальник уличает его и Зилова в подписи липового документа и грозит выгнать их с работы, но в это время приходит телеграмма о смерти отца Зилова, то первое, что он говорит: "Теперь тебя не уволят". Не правда ли страшновато? Но еще страшнее становится, когда сын забывает о похоронах отца. Впрочем, это жутко выглядит в пьесе Вампилова, но не в спектакле Александра Марина, который не делает из этого события потрясения. Просто закрутился Зилов. И никакой раздвоенности в поведении этого человека не ощущается - как нет в нем и мук совести. А зачем? - если совесть теперь "не в моде". Утонула она вместе с Вампиловым на озере Байкал или вознеслась на небеса вместе с духом Олега Ефремова?..
Когда после представления зрители вышли на улицу, там шел дождь, примерно такой же, как во втором акте спектакля. Под тентами ресторана, расположенного рядом с театром, сидели посетители, среди которых, наверняка, мог быть и Зилов. Конечно, он теперь другой. Только очень хочется верить, что утиная охота для него не просто "разрядка", а нечто большее - символ возвращения к самому себе, спасения. Иначе зачем сегодня ставить пьесу Вампилова, написанную 32 года назад?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников