ИЗРАИЛЮ ПОМОЖЕТ ТОЛЬКО СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ,

Немало политиков и политических объединений в Израиле говорили и говорят о своей идейной близости к социал-демократическим идеалам, однако партий или движений, прямо назвавших себя социал-демократическими, до сих пор не было.И вот недавно появилось "Социал-демократическое единство Израиля". Его возглавил Сергей ОЛЕНИК. В прошлом кинодокументалист, продюсер ряда документальных фильмов. В Израиль приехал с семьей в 1994 году. В конце 90-х создал цикл передач об израильской медицине для российского ТВ, автор идеи и сопродюсер нашумевшего телесюжета о деле Григория Лернера в передаче "Совершенно секретно". Автор нескольких книг. В последние годы возглавлял международную аналитическую группу "Стелс". С ним побеседовал корреспондент "Труда".

- Зачем Израилю социал-демократическое движение? Или, если сказать скромнее, очередная попытка его создания?
- Это уже не попытка. Наше движение создано и зарегистрировано. Оно уже объединяет сотни людей в городах, с ним многие готовы сотрудничать.
Очевидно, что наша страна живет плохо, а государства с развитой социал-демократией хорошо. Из Израиля люди уезжают, отток становится все больше. В Германию едет больше наших соплеменников, чем в Израиль. Социал-демократия - это мировоззрение, при котором во главу угла ставится не идеология, не важно, национальная или либеральная, а человек, его благосостояние. Активизируется человеческий потенциал, власть не может ссылаться на национальную идею и пугать народ террором, чтобы усидеть в своих креслах.
Я думаю, что в Израиле никто до сих пор не заявил прямо о своей приверженности социал-демократическим ценностям из-за гипертрофированного представления о проблемах войны и мира с соседями. Люди стыдятся говорить о качестве жизни, пока не решены вопросы "территорий", поселений и пр. И политики отлично этим пользуются, принося всех нас в жертву своим амбициям.
Моя цель - создать дееспособную, новую социал-демократическую силу в Израиле, способную бороться за власть в стране и за гибкий пересмотр внешней политики. Говоря "новую", я имею в виду не простое обновление старой системы, а уход от изживших себя догм, что очевидно на примере полной дискредитации израильского левого лагеря.
По убеждению моего собеседника, отсутствие на сегодняшний день даже слабой надежды на мирное разрешение ближневосточного конфликта объясняется прежде всего нарушением баланса политических сил в Израиле. Левые потерпели поражение из-за того, что руководство партии "Авода" слишком много занималось вопросами израильских и палестинских территорий и обращало слишком мало внимания на социально-экономическое положение граждан страны. Предлагаемые левыми мирные инициативы без соответствующей подготовки общественного мнения принимались в штыки большей частью населения, поскольку выглядели капитулянтскими. На трагическом фоне взорванных палестинскими террористами автобусов с людьми любая инициатива в сторону уступок расценивалась израильтянами как предательство, и вектор политических убеждений разворачивался к правому лагерю.
Мой собеседник также убежден, что нынешняя дипломатия Израиля нерентабельна (!) из-за почти абсолютной ангажированности единственному стратегическому партнеру - США. И это при том, что все американские планы по мирному урегулированию израильско-палестинского конфликта по сей день не привели к положительному результату. Результат тупика и безудержного насилия - резкий рост антиизраильских и, как следствие, антисемитских настроений в мире и особенно в Европе. И, наконец, отсутствие государственных стратегических программ развития ближневосточного региона.
- И как вы собираетесь изменить ситуацию?
- Необходима свежая концепция, новейшие программы во всех сферах деятельности и на всех направлениях. Одним из первых шагов к изменению ситуации является создание израильской социал-демократической центристской партии. Убежден, что она способна объединить здоровые силы и справа, и слева. Она лишит ультраправых и ультралевых возможности нагнетать истерию и топать ногами с призывами "хороший араб - мертвый араб" и, наоборот, "нужно отдать все, что арабы требуют".
- А входит ли Россия в планы вашего движения?
- Сегодня взаимоотношения между Израилем и Россией не эффективны ни в экономическом, ни в политическом направлениях. Россия - это огромная страна с колоссальным интеллектуальным и сырьевым потенциалом. Она выздоравливает после пережитых потрясений и скоро вернет себе статус сверхдержавы. При этом России следовало бы пересмотреть практику восприятия израильской действительности через призму узкой группы израильских политиков. Это очень мешает расширению межгосударственных связей.
В самое ближайшее время наше движение выступит инициатором создания "Всемирного союза русских диаспор", и я хотел бы обсудить этот проект с российским руководством. Еще один, на мой взгляд, важный вопрос, касающийся Израиля и России, - это выборы в кнессет, которые не за горами. Если в прошлый раз за "русскую улицу" не было сколько-нибудь серьезной борьбы и русскоязычный электорат был к тому моменту на стороне правых, то на сей раз ситуация изменится из-за политики правых в социальной сфере. У левых появилась возможность вернуть себе голоса "русской улицы". А это - 8 - 12 мандатов в 120-местном кнессете.
Наша аналитическая группа подготовила принципиально новую программу. Она убедит людей в том, что мы предлагаем правильный путь, который приведет Израиль к миру и процветанию.
ОТСТУПЛЕНИЕ ОБОЙДЕТСЯ В КОПЕЕЧКУ
Реализация плана одностороннего размежевания с палестинцами обойдется Израилю, по оценкам экспертов, в 6,5 миллиарда шекелей (1 шекель равен приблизительно 4,5 доллара США). Из них 4,5 миллиарда пойдут на компенсации и еще 2 миллиарда на передислокацию подразделений ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля).
Как сообщают местные СМИ, в среднем каждая семья получит по 300 тысяч долларов компенсации. Помимо этого, государству понадобится еще 300 миллионов долларов для выплат компенсаций хозяевам, владеющим предприятиями в секторе Газа, а также изыскать средства на трудоустройство работающих в поселениях.
На вопрос, откуда правительство изыщет такие средства, да еще к концу 2005 года, чиновники отвечают: "Заграница нам поможет". Израиль с надеждой смотрит в сторону США, хотя обе стороны упорно отрицают, что такие переговоры велись.