Вера Штельбаумс: "Женя Канаева будет прекрасным тренером!"

Под знаком полного триумфа Евгении Канаевой проходит нынешний сезон в художественной гимнастике. Даже во времена безоговорочного лидерства таких звезд, как Ирина Дерюгина, Галима Шугурова, Алина Кабаева, Анна Бессонова, нечасто случалось, чтобы одна спортсменка на крупных международных соревнованиях выигрывала по пять золотых медалей из пяти возможных.

Женя даже после громких побед остается человеком очень скромным. О своих достижениях говорит мало и (как ни странно это может показаться) даже неохотно. О звездной воспитаннице корреспондент "Труда-7" разговаривал с личным тренером Канаевой - Верой Штельбаумс, которая работает с Женей уже более 12 лет.

- Вера Ефремовна, сейчас на чемпионате Европы ваша воспитанница уже не плакала от счастья, как после победы в Пекине или после первого завоевания европейского титула два года назад. Она уже привыкла к победам?

- Мы с вами наблюдали за Женей с разных ракурсов. Вы - по телевизору. Я - из спортивного зала, где только закончилось ее победное выступление. Так что я в той суматохе и не могла заметить слезы на глазах своей ученицы. Два года назад Женя совершенно случайно попала на чемпионат Европы. Ею тогда в последний момент заменили травмированную Алину Кабаеву. Потому Женя и прослезилась от свалившегося на нее счастья - звания чемпионки Европы. А на Олимпиаде всегда запредельные эмоции. Впрочем, в Пекине Женя стала самой юной олимпийской чемпионкой за всю историю художественной гимнастики. Так что мы еще и на Лондон-2012 крепко надеемся. А за прошедшее после первой европейской победы время мы с Женей много работали и над психологической устойчивостью.

- Художественная гимнастика тоже постоянно усложняется. Вам, может быть, скоро и у цирковых жонглеров придется трюки перенимать?

- Отчасти вы правы. Еще лет 10 назад специалисты по художественной гимнастике какой-то опыт у жонглеров перенимали. И правила в этом смысле усложняются. Гимнастки не просто должны держать в руках какие-то предметы, но и выполнять ими довольно сложные манипуляции. Но при этом не отменили демонстрацию гибкости, координации тела и еще ввели оценки за артистизм. Усложнение идет по всем направлениям.

- В чем отличие нынешней примы художественной гимнастики от ее звездных предшественниц?

- Мне про всех чемпионок прошлых лет сложно говорить. Могу разве что объективно сравнить Женю с другой моей воспитанницей, подругой и землячкой Канаевой - Ириной Чащиной. Обе прошли многоэтапный отбор сначала среди множества омских гимнасток, потом среди российских. Потом блистали и на международной арене. Помогли им большой талант, трудолюбие, умение быстро анализировать свой собственный опыт и замечания тренеров. А в остальном Ира и Женя - очень разные люди. Чащина всегда отличалась немногословием. Все мои слова схватывала на лету, но могла за всю тренировку ни звука не проронить. Я даже придиралась к ней: хоть что-нибудь скажи. Женю о подобном просить никогда не приходилось. С малых лет каждую мою реплику старалась обсуждать со мной. На "голую веру" ничего не принимала. Но всегда это ей удавалось сделать в очень деликатной форме. Никогда не переходила грань между желанием докопаться до сути и примитивным упрямством.

- А почему ее Матерью Терезой называли?

- Это такое прозвище ей дали родители младших спортсменок. Женя - очень отзывчивый, добросердечный человек. Едва чихнет кто-либо из спортсменов или тренеров - Женя уже таблетки предлагает. В свои 10-12 лет уже была очень самостоятельным и рассудительным человеком и о дошкольницах всегда очень трогательно заботилась. В раздевалке многим родителей заменяла - каждой малышке отыщет ее валенки, пальто, шапку, поможет одеться, успокоит.

- Тренерские задатки в ней видны?

- Если Женя лет через 10-15 не начнет тренерскую деятельность, буду просто сожалеть. Она проявила себя не только добрым, внимательным человеком, но и уже умелым наставником. Когда мы с ней приезжаем в Омск, Женя не просто морально поддерживает спортсменок-школьниц, но также очень умело и своевременно вносит поправки в их номера или по части исполнения отдельных элементов. Из нее получится хороший педагог.

- С удивлением прочитал: у Жени отец и брат - борцы.

- Многие этому удивляются, принимая во внимание изящную фигуру Жени. Внешне она пошла в свою маму, которая тоже была хорошей гимнасткой. Потому, кстати, Жене не приходится мучительно бороться с лишним весом, к которому она генетически не предрасположена. Женина мама выступала на уровне мастера спорта, но тренерскую карьеру не стала начинать - окончила иняз и сейчас работает в турагентстве. Но все соревнования с участием Жени смотрит, иногда делает ей очень грамотные замечания.

- У Жени случаются противоречия - музыка для души и музыка для работы?

- Музыку, под которую она будет выступать, сначала выбираю я. Женя внимательно слушает. Может даже забраковать, и я тогда буду искать другую. Так что в итоге музыка для работы в принципе не может Жене не нравиться. Иногда приходится полюбившуюся музыкальную композицию отдавать аранжировщикам, и они подгоняют ее под нужный ритм и музыкальную окраску. Так что в итоге любая музыка для работы является и музыкой для души. А наоборот бывает нечасто. Женя - девочка очень музыкальная, с большим диапазоном интересов. Ей нравятся многие песни на русском, английском и других языках. Но по правилам нашего вида спорта в музыкальном сопровождении наличие голоса певца разрешили только три года назад, но пока запрещен песенный жанр, то есть чтобы в музыкальной композиции звучали слова. А под такие стили, как хард-рок, металл и тому подобное, танцевать вообще сложно, потому как там часто меняется ритм. Но музыку в этих стилях Женя любит слушать. Заметила я еще такую особенность: под русские танцевальные ритмы, например кадриль, Женя быстрее находит нужный ритм и выразительность движений, чем, например, под испанские. Впрочем, танец под музыку из оперы "Кармен" мы еще попробуем создать.

- Во время многочисленных поездок у Жени получается посмотреть жизнь вне спортивных залов, аэропортов и гостиниц?

- Удается, но нечасто. Наш личный опыт показывает: чтобы действительно насладиться достопримечательностями той или иной страны, лучше ехать в туристическую поездку, чем на соревнования. Например, неделя, проведенная нами в Париже, оставит Жене впечатления на всю жизнь.

Наше досье

Евгения Канаева родилась 2 апреля 1990 года в Омске. Художественной гимнастикой занимается с шести лет. В национальную сборную из юниорского состава попала в 2007 году, заменив травмированную Алину Кабаеву. А через три дня первый же чемпионат Европы стал для Жени победным. Летом 2008 года в Пекине Канаева завоевала титул олимпийской чемпионки. В настоящее время - явный лидер мировой художественной гимнастики.

Вера Штельбаумс - личный наставник Евгении Канаевой. Заслуженный тренер, заслуженный работник физической культуры РФ. Родилась 24 апреля 1937 года. В 1959 году окончила Омский институт физической культуры. Подготовила более 40 мастеров спорта по художественной гимнастике, в том числе Зарину Гизикову, Ирину Чащину и других звезд мирового уровня.