Греческие железнодорожники протестуют против планов правительства

Они требуют сохранения зарплат и статуса госслужащих

Возле здания Министерства транспорта Греции в четверг собрались сотни служащих железных дорог. «Мы перевели железные дороги с пара и угля на электричество, и правительство еще хочет нас оценивать?! Они грешили, заключая коррупционные контракты, они допускали ошибки в управлении, и мы за это не собираемся платить!» — говорил собравшимся глава профсоюза Николаос Куцукис, слова которого мощные динамики разносили на несколько кварталов.

Организация железных дорог Греции больна, огромны ее убытки и долги. Стране, оказавшейся на грани банкротства, такая роскошь не по карману, и отрасль хотят приватизировать, но она является символом социального государства. Можно ли ее оздоровить?

Дальше ехать некуда

Железные дороги — самый красивый способ путешествовать по материковой Греции. Пути идут вдоль моря, по равнинам Фессалии и Пелопоннеса и по горным долинам севера страны. Порой железнодорожные мосты переброшены через живописные, поросшие лесом ущелья и горные реки.

Но быстрым ваше путешествие не будет, да и удобно лишь в первом классе, а в общем вагоне рядом с вашим сиденьем может оказаться, например, клетка с гусями, которых везут продавать на рынок.

С оборотом чуть больше 100 млн. и чистым убытком в 950 млн. евро в 2009 году железные дороги накопили долг — около 10 млрд. евро. Политики частенько нанимали служащих, чтобы те голосовали за их партию. Греческое государство и сейчас, когда по его долгам платят ЕС и МВФ, не решается на увольнения. До 3 тысяч «лишних» служащих хотят перевести на другую работу.

«Если бы кто-то писал диссертацию по плохому управлению, испорченности и коррупции, он должен был бы заняться изучением греческих железных дорог», — заявляет министр транспорта Греции Димитрис Реппас. Правительство ищет теперь стратегического инвестора, который купил бы 49% железных дорог и взял на себя менеджмент.

«Этот инвестор будет добрым самаритянином: он получит половину компании, ее долги и управление вместе с профсоюзниками, и за это ему надо будет еще и заплатить! Воистину этого человека должны будут наградить за его добрые дела афинская академия и греческая церковь», — иронизирует в ответ фельетонист греческой газеты «Катимерини».

Цифры не сходятся

Правительство уже закручивает гайки. «Наши оклады сократились в среднем на 200 евро», — говорит зампред профсоюзного объединения Сотирис Рафтопулос. Кроме того, правительство отменило 13-й и 14-й премиальные оклады. По словам профсоюзного деятеля, средняя зарплата в отрасли составляла до сокращения около 1600 евро, а наиболее высокооплачиваемая категория — машинисты — получали около 2000 евро в месяц.

Однако, по официальным государственным данным, все выглядит иначе. Так, в 2007 году в фонд оплаты труда компании TRAINOSE, «дочки» железных дорог, ответственной за перевозки, ушло 103 млн. евро на 1681 человека персонала, то есть в среднем 60 тысяч евро на человека.

Как же получаются такие огромные цифры при невысокой зарплате? Дело в том, что греческим служащим полагаются десятки надбавок. В системе выплат царит полный хаос: один и тот же машинист может получать оплату за то, что не водил поезд в прошедший месяц, и… за опасную работу на поезде.

В прессу просочились платежные ведомости машинистов, которые получали тысячи евро в месяц за сверхурочную работу в выходные и праздники, так что доход некоторых перевалил за 100 тысяч евро в год.

Менеджмент компании — тоже сплошь трудоголики, только вот мозговые штурмы по улучшению управления компанией они привыкли проводить за государственный счет в гидромассажных ваннах известного SPA-центра.

Между тем число пассажиров железных дорог за последние годы увеличилось, а сборы упали. В чем секрет? Возможно, в краже и поддел-ке тысяч удостоверений сотрудников железных дорог, они ведь имеют право ездить бесплатно когда и куда вздумается.

Ситуация осложняется тем, что правительство лишь примерно знает, сколько людей работает на него и сколько идет на их зарплаты. На этой неделе власти объявили «перепись» госслужащих — первую за 35 лет. Тем, кто не заполнит анкету добровольно, грозят задерживать зарплату. И только когда всех, кто работает на государство, наконец подсчитают, можно будет приступить к осмысленным реформам.

Непреклонные работники

Новых путей, которые могли бы увести от банкротства, профсоюзные лидеры не ищут. «Единственный способ избежать убытков — закрыть железные дороги», — твердо заявляет профсоюзник Рафтопулос.

И опыт многих железнодорожных компаний за рубежом, например германских, которые получают солидную прибыль, греческим работникам не указ.

Единственное, что предлагают железнодорожники, — это… увеличить число работников. «Люди зарабатывают много только потому, что работают по воскресеньям и праздникам, в дождь и снег. Наймите еще 3 тысячи человек — сэкономите миллионы», — обещает генсек профсоюзной организации Панайотис Терзоглу.

Но сейчас примерно 7500 сотрудников работают для поддержания лишь 2500 километров путей, значительная часть которых — устаревшие узкоколейки.

Яннис Кефалас, начальник вокзала 85-тысячного города Волос, говорит, что во всем виновато правительство. «Власти распродают железные дороги большим шишкам и жадным акулам, которые хотят оттяпать лучшие, филейные куски. При этом убытки создало само государство», — говорит Кефалас.

По его словам, работники не собираются платить за кризис: «Высокие зарплаты — это миф. Если 25 тысяч в год — это нормальная зарплата при 30-летнем стаже, пусть ищут себе других работников».

«Я сторож, работаю по ночам, и по воскресеньям тоже, а получаю примерно 1400 евро в месяц, со всеми доплатами где-то 22 тысячи в год. И от новых мер правительства я потеряю тысячи четыре ежегодно», — вмешивается в разговор станционный сторож Костас Димитропулос.

Правительство же пока разводит руками. «Мы по одну сторону баррикад с работниками, мы хотим добиться оздоровления», — сказал после встречи с профсоюзными вожаками министр транспорта Димитрис Реппас.

Но профсоюзы не слушают: в ближайшие дни они намерены определиться с планами дальнейших забастовок. Поэтому, если и появится на горизонте стратегический инвестор, готовый спасти греческие железные дороги, ему придется убеждать в необходимости реформ не власти, а работников. И это будет совсем не просто.

Зарплаты

*зарплаты указаны в евро, за месяц, до уплаты налогов

Источник: профсоюз железных дорог Греции