Возле здания Министерства транспорта Греции в четверг собрались сотни служащих железных дорог. «Мы перевели железные дороги с пара и угля на электричество, и правительство еще хочет нас оценивать?! Они грешили, заключая коррупционные контракты, они допускали ошибки в управлении, и мы за это не собираемся платить!» — говорил собравшимся глава профсоюза Николаос Куцукис, слова которого мощные динамики разносили на несколько кварталов.
Организация железных дорог Греции больна, огромны ее убытки и долги. Стране, оказавшейся на грани банкротства, такая роскошь не по карману, и отрасль хотят приватизировать, но она является символом социального государства. Можно ли ее оздоровить?
Железные дороги — самый красивый способ путешествовать по материковой Греции. Пути идут вдоль моря, по равнинам Фессалии и Пелопоннеса и по горным долинам севера страны. Порой железнодорожные мосты переброшены через живописные, поросшие лесом
Но быстрым ваше путешествие не будет, да и удобно лишь в первом классе, а в общем вагоне рядом с
С оборотом чуть
«Если бы
«Этот инвестор будет добрым самаритянином: он получит половину компании, ее долги и управление вместе с профсоюзниками, и за это ему надо будет еще и заплатить! Воистину этого человека должны будут наградить за его добрые дела афинская академия и греческая церковь», — иронизирует в ответ фельетонист греческой газеты «Катимерини».
Правительство уже закручивает гайки. «Наши оклады сократились в среднем на 200 евро», — говорит зампред
Однако, по официальным государственным данным, все выглядит иначе. Так, в 2007 году в фонд оплаты труда компании TRAINOSE, «дочки» железных дорог, ответственной за перевозки, ушло 103 млн. евро на 1681 человека персонала, то есть в среднем 60 тысяч евро на человека.
Как же получаются такие огромные цифры при невысокой зарплате? Дело в том, что греческим служащим полагаются десятки надбавок. В системе выплат царит полный хаос: один и тот же машинист может получать
В прессу просочились платежные ведомости машинистов, которые получали тысячи евро в месяц за сверхурочную работу в выходные и праздники, так что доход некоторых перевалил за 100 тысяч евро в год.
Менеджмент компании — тоже сплошь трудоголики, только вот мозговые штурмы по улучшению управления компанией они привыкли проводить за
Между тем число пассажиров железных дорог за последние годы увеличилось, а сборы упали. В чем секрет? Возможно, в краже и
Ситуация осложняется тем, что правительство лишь примерно знает, сколько людей работает на него и сколько идет на их зарплаты. На этой неделе власти объявили «перепись» госслужащих — первую за 35 лет. Тем, кто не заполнит анкету добровольно, грозят задерживать
Новых путей, которые могли бы увести от
И опыт многих железнодорожных компаний за рубежом, например германских, которые получают солидную прибыль, греческим работникам не указ.
Единственное, что предлагают железнодорожники, — это… увеличить число работников. «Люди зарабатывают много только потому, что работают по воскресеньям и праздникам, в дождь и снег. Наймите еще 3 тысячи человек — сэкономите миллионы», — обещает генсек профсоюзной организации Панайотис Терзоглу.
Но сейчас примерно 7500 сотрудников работают для поддержания лишь 2500 километров путей, значительная часть которых — устаревшие узкоколейки.
Яннис Кефалас, начальник вокзала
По его словам,
«Я сторож, работаю по ночам, и по воскресеньям тоже, а получаю примерно 1400 евро в месяц, со всеми доплатами
Правительство же пока разводит руками. «Мы по одну сторону баррикад с работниками, мы хотим добиться оздоровления», — сказал после встречи с профсоюзными вожаками министр транспорта Димитрис Реппас.
Но профсоюзы не слушают: в ближайшие дни они намерены определиться с планами дальнейших забастовок. Поэтому, если и появится на горизонте стратегический инвестор, готовый спасти греческие железные дороги, ему придется убеждать в необходимости реформ не власти, а работников. И это будет совсем не просто.
*зарплаты указаны в евро, за месяц, до уплаты налогов
Источник: профсоюз железных дорог Греции