ПОКА ЕЩЕ С ВИНОМ, НО БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

4 июля этого года в "Труде" был опубликован материал "Без вина виноватые?". В нем подробно рассказывалось о конфликте между коллективом новороссийского комбината "Импортпищепром" и закрытым акционерным обществом "Импортпищепром-Транссервис". Суть конфликта, изложенная в статье, сводилась к тому, что руководство комбината вопреки желанию коллектива попыталось провести незаконную приватизацию предприятия. Прокуратура Краснодарского края обратилась с иском в арбитражный суд о признании недействительной сделки по продаже акций комбината на конкурсе, проведенном Мингосимуществом РФ и Российским фондом федерального имущества (РФФИ). Спустя всего несколько дней после выхода статьи коллектив обратился с заявлением в Генпрокуратуру России с просьбой защитить руководство от произвола, а себя - от незаконных действий ЗАО "Импортпищепром-Транссервис". Заявление работников "Импортпищепрома" было адресовано генеральному прокурору РФ Устинову. Из него следовало, что дело в Новороссийске обстоит несколько по-иному. Чтобы глубже разобраться в ситуации, мы решили предоставить слово второй стороне, в частности, - руководителям и работникам ОАО "Комбинат Импортпищепром".

БИЗНЕС ПО МАСЛУ
Напомним, что комбинат "Импортпищепром" был создан в середине 60-х годов постановлением Совета Министром СССР. Долгие годы он служил перевалочным пунктом для ввозимых из-за рубежа в страну вина и растительных масел. С тех пор и до сего дня "Импортпищепром" - уникальное в своем роде предприятие пищевой отрасли, остающееся единственным на юге перевалочным пунктом для жидких грузов. Именно поэтому комбинат имеет стратегическое значение для национальных интересов страны. Тем не менее процесс привлечения инвестиций для предприятия долгие годы оставался открытым. Государство, которому принадлежал контрольный пакет акций комбината, из-за отсутствия средств выступить полноценным инвестором было не в состоянии.
В октябре 1997 года "Импортпищепром" возглавил Георгий Антоньян. Новому генеральному директору удалось сделать то, что ранее казалось невозможным: предприятие начало эффективно работать. Его работники получили возможность кормить семьи и без тревоги думать о будущем. О последних трех годах здесь вспоминают добрым словом.
Беда пришла оттуда, откуда ее совсем не ждали. Подножку подставил тот, кто до недавних пор считался самым верным партнером, - ЗАО "Импортпищепром-Транссервис".
Генеральный директор ОАО "Импортпищепром" Георгий АНТОНЬЯН: "В свое время по-настоящему переломной для нас стала реорганизация работы комбината. "Импортпищепром" сохранил за собой ведение технологических операций по приему, хранению и перевалке грузов, работу по поиску клиентов, заключению договоров и заботы об исправности оборудования. Экспедирование, таможенное оформление, перевозка и контроль за качеством грузов были возложены на созданное мной ООО "Импортпищепром-Транссервис". Схема нашей работы стала прозрачной и понятной. Предприятие приблизилось к желанной цели - приватизации, которая позволила бы привлечь необходимые инвестиции для окончательного укрепления ОАО "Импортпищепром". Ведь сегодня предприятие нуждается в срочном обновлении производственных мощностей.
В конкурсе, объявленном Российским фондом федерального имущества, принимали участие несколько компаний. В частности, корпорация "Дело", "Группа "Капитал". Однако наши новые партнеры - в первую очередь те, кто участвовал в рыночной деятельности совместно с ЗАО "Импортпищепром-Транссервис", - активно подключились к процессу приватизации, гарантируя солидные инвестиции. Так, претендентами на покупку государственного пакета акций комбината стали компания "Транскона" и ФКК "Росхлебопродукт", которых нам активно рекомендовало руководство "Импортпищепрома-Транссервиса". Однако таинственным образом сначала один из протеже - "Транскона" - отказалась от участия в конкурсе. А затем ЗАО "Импортпищепром-Транссервис", руководимое, кстати, людьми, которых я довольно давно и, казалось, очень хорошо знаю, повело себя так, что у меня, извините, волосы встали дыбом".
"КИНУЛИ" - ЭТО МЯГКО СКАЗАНО
Георгий АНТОНЬЯН: "Я много лет старался, чтобы люди, работающие на предприятии, были включены во все его дела. Приоритетной идеей, которую вынашивал весь коллектив пару лет назад, было участие в управлении предприятием через владение основным пакетом акций (50 процентов + 1 акция). Мы старались ни при каком раскладе не выпускать этот пакет за пределы предприятия. К сожалению, реализовать эту задачу не удалось. Часть работников, уже ушедших на пенсию или в силу разных причин покинувших комбинат, продали свои акции на сторону. Но потери составили не больше 9 процентов. 41 процент до недавних пор находился у работников комбината.
Беда подкралась к нам незаметно. Она предстала в лице генерального директора нашего партнерского предприятия ЗАО "Импортпищепром-Транссервис" В. Надирадзе, его первого заместителя П. Кериди и заместителей - Струкова и Тарусина. Именно они, пользуясь исключительным до недавних пор доверием к ним коллектива, проведя целый ряд довольно сомнительных операций, о которых я даже и вспоминать сейчас не хочу, ухитрились практически полностью изъять у трудового коллектива комбината именные обыкновенные акции.
- То есть они их просто выкупили?
- Да, но путем заключения с работниками, участвующими в выкупе акций, договоров займа и цессии. Когда все опомнились, было уже поздно. 21,7 процента акций комбината ушло во вновь организованную ЗАО "Импортпищепром-Транссервис" структуру - ООО "Химагропром". 19,1 процента акций временно оставалась в собственности предприятия господ Надирадзе и Кериди.
- Грубо говоря, комбинат "кинули"?
- Вы употребили слишком мягкий термин. Дело осложняется тем, что руководители "Транссервиса" продолжали нарушать закон. Например, подделав мою подпись, ввели меня без моего согласия в число учредителей ООО "Химагропром". Того самого, куда ушла часть выуженных с предприятия акций. Иными словами, меня постарались подставить. В том числе и в глазах коллектива. К тому же я узнал, что незадолго до этого в устав созданного мной ООО "Импортпищепром-Транссервис" были внесены несанкционированные изменения. Общество с ограниченной ответственностью было трансформировано в ЗАО, а доля комбината в нем совершенно необъяснимо уменьшилась до 12 процентов. Таким образом, мы уже не можем никак повлиять на действия некогда своего предприятия".
Заместитель генерального директора ОАО "Комбинат Импортпищепром" Александр ЖЕЛТЕНКО: "Создание ООО "Импортпищепром-Транссервис" было в свое время встречено в крае с настороженностью. Однако все подозрения, в том числе и правоохранительных органов, быстро развеялись. Мы работали открыто, это позволило завоевать доверие.
Вскоре руководители вновь созданного ООО пригласили в свой состав предприятия, от которых должна была зависеть успешная рыночная деятельность. В частности, такой компанией стал ФКК "Росхлебопродукт". Новые партнеры приняли активное участие в организации управления "Транссервисом". Одно время даже делегировали туда своих работников. Мы особо не противодействовали. Ведь со многими из них нашего гендиректора связывали почти двадцатилетние дружеские отношения.
Председатель профсоюзного комитета ОАО "Импортпищепром" Мария КОРОЛЕВА: "Я считаю, что нас всех откровенно обманули. Будущее коллектива и комбината под угрозой. Но не все еще потеряно. Мы не первыми попали в подобную ситуацию, и мне кажется, что есть испробованные и законные методы борьбы за свои права. Ведь удалось же Георгию Антоняну возвратить работникам 19 процентов изъятых акций.
РУКИ ТЯНУТСЯ "СВЕРХУ"
Георгий АНТОНЬЯН: "Мы сумели добиться того, что работники вовремя подписали так называемый возврат акций. Так что 19 процентов вернулись на комбинат. Проблема в том пакете, который ушел на ООО "Химагропром". Я думаю, для того чтобы его удержать, бывшие друзья-партнеры постараются сделать все от них зависящее. Кроме того, публикация на эту тему, прозвучавшая в газете "Труд", - тревожный сигнал. Показатель того, что из региона исходит далеко не объективная информация, способная серьезно навредить не только коллективу комбината, но и всей пищевой отрасли в целом.
Дело в том, что, несмотря на всю эту историю с акциями, конкурс на покупку государственного пакета отменен не был. Его в законном порядке выиграло ООО "Группа "Капитал", а большинство других участников конкурса от участия в нем или отказались, или оказались финансово несостоятельными. В том числе и обещанные "Транссервисом" инвесторы - "Росхлебопродукт" и "Транскона".
После этого случилось то, что многие предполагали. Победу "Группы "Капитал" поставили под сомнение. Теперь может случиться так, что у комбината пропадет и этот - оставшийся единственным - серьезный и солидный инвестор. Попытки же помешать законной приватизации "Импортпищепрома" теперь, когда план наших партнеров раскрылся, мне кажутся наивными и даже примитивными. Становится все более очевидным, что руки к комбинату тянутся "сверху". Иначе на такую операцию наши бывшие партнеры никогда бы не пошли".
"ЧЕЧЕНСКОЙ НЕФТИ ЗДЕСЬ НЕ БУДЕТ"
Зам. генерального директора комбината "Импортпищепром" по финансам и экономике Зинаида ПЕРЕВЕРЗЕВА: "Автор публикации в "Труде", мотивируя незаконность покупки акций "Группой "Капитал", связывает уменьшение суммы инвестиций (последняя и окончательная цифра, утвержденная во всех инстанциях, - 3,5 млн. долларов США) с попыткой перепрофилировать комбинат. Именно это, по его мнению, стало причиной действий краевой администрации и прокуратуры, направленных на отмену итогов прошедшего аукциона. В действительности же достаточно произвести несколько математических действий, чтобы просто пересчитать суммы, сложившиеся после кризиса августа 1998 года. Именно с этим связана та окончательная цифра, которая и была зарегистрирована после аукциона. Любые попытки представить дело иначе выглядят по крайней мере неубедительными с точки зрения финансов".
Георгий АНТОНЬЯН: "В статье, опубликованной в "Труде", также было сказано, что новые хозяева комбината желают пустить по тем трубам, в которых сегодня текут виноматериалы и растительные масла, чеченскую нефть. Как генеральный директор комбината, отвечу просто: нефти у нас нет и никогда не будет.
Что же касается тезиса о перепрофилировании предприятия, это обычное заблуждение. Перепрофилированием это можно было бы назвать, если бы мы вместо традиционных жидких грузов начали переваливать, например, металл.
К слову, мы уже давно занимаемся поисками новых грузов, помимо пищевых. И ничего в этом страшного нет. Сегодня реальность такова, что экспорт того же подсолнечного масла через наши мощности составляет всего 7 тысяч тонн. Многие российские предприятия импортируют масла через Ильичевск, что в Украине. И делают это по той простой причине, что МПС Украины установило настолько выгодные тарифы, что разница украинской и российской транспортной составляющей - 20 долларов на тонне груза не в нашу пользу. И вернуть эти грузы в Россию при таком отношении к отечественному товаропроизводителю весьма проблематично.
Того же спирта на комбинате нет с 1996 года. И, могу заверить, не будет. С 1998 года действует запрет губернатора края на вывоз патоки и шрота, что также ограничивает наши перевалочные возможности. А по импорту виноматериалов в течение последних двух лет активно работает только Беслан в Северной Осетии. Для того же, чтобы перегрузить их груз, на нашем предприятии нужно держать не 300, как сегодня, а 30 человек. Такого сокращения рабочих мест я просто не могу позволить. За мной - коллектив, за котороый я несу полную отвественность. И поэтому поиски новых контрактов на перевалку грузов обязательно будут вестись".
P.S. Ситуация, сложившаяся сегодня на комбинате "Импортпищепром", подводит к выводу, что мы имеем дело с далеко не последней попыткой отдельных личностей урвать куски чужой собственности. Сейчас положение с ОАО "Импортпищепром" еще можно решить спокойно, законным способом. Коллектив комбината верит в благоприятный исход. А также в то, что Генеральная прокуратура не оставит без внимания их просьбу о защите своих интересов.