ФАЛЬШИВОТАБЛЕТЧИКИ

На днях партия поддельных лекарств - тетралгина, рулида и таивида - изъята в аптеках Биробиджана. Установлено, что таблетки-фальшивки поступили сюда из Хабаровска. После оформления соответствующих документов поддельные лекарства будут уничтожены...

Подобные сообщения перестали быть редкостью. Первые упоминания о поддельных лекарствах появились в прессе четыре года назад. С тех пор, по данным Минздрава РФ, их количество возросло в десять раз, объем незаконного оборота составляет от 20 до 30 миллионов долларов США. 60 процентов от общего числа подделок имитируют продукцию российских компаний, чаще всего фальшивыми оказываются антибиотики и гормональные препараты.
Подделка лекарств - преступление двойное. Понятно, что речь идет о незаконном получении прибылей. При этом в опасности оказывается здоровье тысяч людей. Ведь размах такой деятельности в некоторых случаях огромен: к примеру, в Бийске было изъято более пяти миллионов флаконов поддельного нафтизина, а в Новосибирске - тысячи упаковок тетралгина. Конечно, никто не включает в содержимое фальшивых препаратов заведомо вредные вещества. Иногда это "пустышки", в которых просто нет заявленных в аннотации компонентов, иногда при анализе изъятых подделок оказывается, что нарушена рецептура или дозировки лекарственных веществ. Но в любом случае человек не получает необходимого ему лечения. Особенно вредны фальшивки, имитирующие антибиотики, которые применяют при лечении самых разных инфекционных болезней. Ведь "недолеченная" инфекция вдвойне опасна, потому что становится гораздо более устойчивой к дальнейшему лечению.
Бороться с "фальшивотаблетчиками" очень трудно, так как обычно подделки изготавливаются на высоком профессиональном уровне, их трудно обнаружить. Вдобавок в нашем законодательстве просто не существует статей наказания за такие преступления. Сейчас МВД приходится всякий раз "изобретать" способы борьбы с этими опаснейшими правонарушениями, например предъявлять обвинения в мошенничестве или незаконной предпринимательской деятельности.
Вопрос о появлении соответствующей статьи Уголовного кодекса, наверное, не самый сложный. В целом же международный опыт свидетельствует, что тяжелейшую проблему поддельных лекарств можно решить только совместными усилиями правоохранительных органов, медиков и самих фармацевтических фирм.
Фальсификация лекарственных препаратов - отнюдь не единственный вид правонарушений, совершаемых в сфере здравоохранения. Число их безудержно растет: по данным МВД РФ, в 1997 году было зарегистрировано 3770 таких преступлений, а в 2000 году - уже 6348. Частных лечебных учреждений в стране уже больше, чем государственных, и нередко преступники пользуются именно этим: бюджетные деньги переводятся на счета бесчисленных коммерческих фирм, а потом просто похищаются. Нередко расхищаются средства, выделенные на реализацию федеральных целевых программ, на закупку оборудования. Например, в рамках выполнения программы "Сахарный диабет" ЗАО "Брынцалов-А" взялось поставить в различные регионы России генно-инженерный инсулин. Вместо этого регионы получили более дешевый свиной инсулин. Разница в цене на поставленный продукт составила свыше 11 миллионов рублей.
Факты мошенничества часто вскрываются и при проверке поставок гуманитарной помощи. Например, руководители московского благотворительного фонда "Помощь детям" присвоили более 150 тысяч долларов, которые медицинские учреждения заплатили им по фиктивным счетам за транспортировку гуманитарных грузов. В действительности же грузы перевозились за счет американской благотворительной организации.
Только в 2000 году органы внутренних дел выявили 500 фактов взяточничества в сфере здравоохранения. Взятки даются и берутся за установление групп инвалидности, освобождение от армии, выдачу лицензий, поступление в высшие учебные медицинские заведения...
Любое экономическое преступление наносит вред и государству, и его гражданам. Преступления в сфере медицины особенно аморальны, циничны, потому что "бьют" по самым беззащитным членам общества - больным людям, заодно уничтожая и нашу веру во Врача. Как лечить здравоохранение, больное преступностью? Вряд ли у кого-то есть готовый "рецепт". Но понятно, что финансовые потоки, которые идут на нужды медицины, должны быть максимально прозрачными. "Героев", разворовавших гуманитарную помощь для детей или беженцев, мы должны знать поименно, чтобы быть уверенными: воры не останутся безнаказанными. Мы уже привычно говорим о нищенском бюджете российского здравоохранения. Тем не менее в этой сфере (а особенно на фармацевтическом рынке) "крутятся" миллионы долларов, на злоупотреблениях "вокруг" нашего здоровья делаются громадные состояния. Противостоять этому грязному бизнесу должны усилия не только МВД и Минздрава, но и всего общества.