ГОЛОДОВКА ИЛИ "АКЦИЯ"?

Около 40 участников голодовки в лагерях чеченских беженцев (на территории Ингушетии) с удивительной согласованностью обратились, ни много ни мало, к руководителям пяти мировых сверхдержав, требуя переговоров президента России с "лидером Ичкерии" Асланом Масхадовым, полного прекращения военных действий в Чечне и введения в республику миротворческого контингента ООН...

По свидетельству медиков, здоровье участников акции ухудшается. 14 человек госпитализированы с диагнозом "истощение". Среди голодающих - 14-летний подросток и 17 женщин. "Голодовка, - патетически заявил президент Ингушетии Руслан Аушев, - это крик отчаяния беженцев, которые потеряли надежду на установление мира и спокойное будущее своих детей".
Вместе с тем официальные круги Чеченской республики обращают внимание на ряд обстоятельств, позволяющих полагать, что крайняя мера протеста инспирирована враждебными России силами, хорошо организована. "Среди вынужденных переселенцев есть заинтересованные в дестабилизации обстановки, - отметил заместитель председателя правительства Чечни Юрий Эм. - Такие акции всегда хорошо организуются". Называют чеченские власти и конкретного организатора голодовки - жену Масхадова Кусаму, проживающую вместе со своими братьями в селении Знаменское Надтеречного района.
В телефонном разговоре глава администрации района Ахмед Завгаев подтвердил мне, что подобного рода данные он и районная милиция имеют давно. Масхадова, располагая изрядными суммами, регулярно, каждую неделю выезжает в Ингушетию, посещает лагеря беженцев, где встречается с эмиссарами своего мужа и скрытыми боевиками, настраивающими беженцев против федеральных сил и чеченских властей. (Кстати, у Завгаева есть сведения, что во время своих вояжей в соседнюю республику Масхадова встречается и со своим мужем).
Подобное же заявление сделала и представитель пресс-службы правительства Чеченской республики Алла Влазнева, обвинившая супругу Масхадова в том, что та не только организовала голодовку, но и оплачивает эту акцию. "По свидетельству очевидцев, - сообщила Влазнева, - за организацию этой акции людям предлагалось до тысячи долларов США... какие-то суммы планировалось заплатить участникам голодовки, а также тем, кто поддерживал голодающих".
Председатель Совета безопасности Чечни Абдулхамид Дудаев считает, что в дестабилизации ситуации в регионе заинтересованы спецслужбы стран Ближнего Востока, выступающие под "крышей" различных гуманитарных организаций.
И организацию голодовки, и очередной настойчивый призыв к переговорам с Масхадовым (чей статус и реальное влияние невнятны после того, как прошел даже формальный срок его "президентства") некоторые наблюдатели связывают с попыткой определенных сил вновь атаковать позиции российского руководства, проявляющего твердую волю и не идущего на контакты с окончательно скомпрометировавшим себя одним из лидеров сепаратистов. В этом смысле характерно внезапное появление на Северном Кавказе корреспондента радиостанции "Свобода" Андрея Бабицкого. Получив аккредитацию для работы в Чечне, он сначала возник в лагерях беженцев в Ингушетии. По его собственному признанию, в чеченские горы федеральные власти его вряд ли пустили бы, но в этом, как оказалось, ему и нет особой нужды. Со сторонниками Масхадова и близкими к нему лицами Бабицкий спокойно встретился в ингушских лагерях (факт, признание которого журналистом вряд ли обрадует г-на Аушева, неизменно утверждавшего, что среди беженцев сепаратистов нет). Более того, собранная в Ингушетии информация позволила Бабицкому сделать очередное пропагандистское заявление: "...еще до начала осени масхадовцы обязательно перейдут к решительным действиям. Терять еще год они не будут. У них для этого есть все: сила, оружие, деньги". Теперь понятно, что вновь повлекло давнего пособника сепаратистов на Северный Кавказ. Свое перо он опять ставит на службу боевикам.
В конце концов, кому служить - дело самого г-на Бабицкого, тем более что он - корреспондент иностранный. Беда только в том, что под видом сочувствия действительно обездоленным людям недруги России вновь пытаются раздуть пожар вооруженного противостояния. И беженцы для них, как видится, - лишь горючий материал, разменная карта в политической игре. Другое дело, что наши власти и в центре, и на местах не умеют противостоять такой игре, а если пытаются, то делают это неуклюже.
Что касается требования организаторов голодовки "полного прекращения боевых действий на территории Чечни", то оно обращено лишь к российским властям, хотя "боевые действия" (теракты, диверсии, убийства мирных граждан) ведут, как известно, боевики, сторонники того же Масхадова, а федеральные силы вынуждены подавлять их. ...Беженцы - это общая беда, они требуют к себе постоянного внимания не на словах, а на деле. К сожалению, цель некоторых их "защитников" - воспользоваться бедой, чтобы обелить экстремистов, помочь им спастись от окончательного разгрома.