Главная Жизнь 01:01 11 Июля 2001 159
ЗА ВАС, ЗА НАС, ЗА "ВАЗ"

1. Начнем с притчи, позаимствованной из очерка классика нашей журналистики Анатолия

Проценко Александр

1. Начнем с притчи, позаимствованной из очерка классика нашей журналистики Анатолия Аграновского: "Назначили кота ловить мышей. А по штатному расписанию провели тигром. Кот мышей ловит. Справляется. Но им недовольны: не тянет на тигра!.."
У нас ситуация схожая. Построили в России ВАЗ для выпуска массового автомобиля, дешевого и неприхотливого. И что?
Сказать, что завод не справляется с задачей, - язык не повернется. Цена "Жигулей" любой модели не превышает стоимости одного лишь двигателя аналогичной по классу иномарки (к примеру, двигатель Renault, отвечающий нормам Евро-2, - 5 тысяч долларов). О выносливости вазовской продукции сложены легенды. Да что там - выйди на большую дорогу и посмотри "легенды" в действии: вот они, "копейки" и "шестерки", "самары" и "нивы" безропотно шуршат шинами уже который десяток лет. И это в России, где, как известно, "дорог нет, но есть места, где можно проехать".
Сломался? "Автосервис" под каждым кустом. Чаще в виде народного умельца дяди Васи. Но и в фирменных мастерских расценки божеские. Запчасти в любом ларьке чуть не за копейки. Ну что еще надо?
- Да, на "мерседес" не тянет!
Мы все время пытаемся купить "на грош пятаков". Лет семь-восемь назад открыли для себя рынок западных подержаных машин и сразу завезли их чуть ли не миллион. Хвастались друг перед другом: "Мой BMW двести тысяч прошел - и все как новенький!" - "Моя Audi четвертый спидометр крутит, а на любой дороге - королева!"
Вскоре выяснилось: бензин не тот, дороги не те, "дядя Вася" в иномарках не разбирается, а на автосервисе цены "кусаются", как нильский крокодил. Не говорю уже о запчастях - с ними просто катастрофа!
Вспомнили покойного автомобильного короля Генри Форда, который на вопрос, какая машина лучше, лаконично отвечал: "Новая!"
Между прочим, новых иномарок в прошлом году в Россию была завезена всего 47851 штука. На большее у россиян "купилок" не хватило.
Язык не поворачивается назвать "подержанной" Aydi A6 quattro 1999 года выпуска, приобретенную моим товарищем минувшей зимой: ни малейшей вмятины, ни единой царапины, сверкает внутри и снаружи, все механизмы работают, как швейцарские часы Patek. Но ведь и заплатил он за эту "трехлетку" аж 25 тысяч долларов! А это цена ПЯТИ вазовских "десяток". Новеньких!
Конечно, А6 - автомобиль совсем иного, представительского класса. Он просто обязан быть дороже. Насколько? Вдвое? Втрое? Вчетверо?
Вопросы эти интересны еще и потому, что автомобиль ВАЗ-2110 (а также фургон ВАЗ-2111 и хэчбэк ВАЗ-2112) - машина для россиян все еще малоизвестная. Хотя по исконно-посконной российской привычке уже немало обгаженная: как предвзятыми публикациями в псевдоэлитных СМИ, так и усилиями самого "АвтоВАЗа".
- Помню, как мы опозорились с представлением "десятки" в Москве, - рассказывает главный инженер дирекции по качеству АО "АвтоВАЗ" Станислав Ярыгин. - Отправили в столицу первые двести автомобилей - совершенно "сырые", сделанные чуть ли не "на коленке", с неотработанными деталями. Ручки дверей у них отлетали, задние стекла лопались, и так далее. Результат: с огромным трудом продали штук сорок. Остальными затоварились. Пришлось мне собирать бригаду рабочих, грузить две фуры запчастей и ехать в Москву. Но даже отремонтированные, доведенные до ума машины продали только после серьезной уценки. Так мы на два года потеряли московский рынок...
Сергей Павлович Королев говорил по схожему поводу: "Если вы сделали много, но плохо, все скоро забудут, что вы сделали много, но долго будут помнить, что сделали плохо. Если вы сделали мало, но хорошо, то все забудут, что вы сделали мало, но будут помнить, что сделали хорошо..."
Но здесь-то весь фокус в том, что ВАЗу позарез нужно и то, и другое - и много, и хорошо. В комплекте. Иначе и говорить не о чем. И здесь на первый план выходит не модель, не конструкция и даже не добросовестность рабочего коллектива, а ТЕХНОЛОГИЯ, без которой невозможно, немыслимо массовое автомобильное производство: хоть "мерседесов", хоть "жигулей". Да и не только автомобильное.
Давным-давно услышал я (или где-то прочитал): оказывается, за все годы советской власти в нашей стране массово был выпущен лишь один изначально отечественный вид товара народного потребления (ТНП): сетка-авоська. Все остальное изобреталось, но не доходило до серии или не было полностью отечественным (где-то купили, а чаще - слямзили), либо не подпадало под определение собственно ТНП (например, вполне многосерийный автомат Калашникова).
Наверное, это утверждение не вполне корректно. Во всяком случае в российской автомобильной промышленности, которая начиналась с "форда" (Горьковский автозавод), модернизировалась за счет трофейного "опеля" (АЗЛК) и т.д. была и вполне отечественная "Победа". А много позже вазовская "Нива" вообще стала первым в мире комфортабельным внедорожником. Но факт остается фактом: до покупки автозавода у ФИАТа в стране не было "народного автомобиля". Поначалу его и не планировали ("трамвай построить - не ишака купить"). Потом оказалось: не умеем!
Я не шучу. Тогда, в шестидесятых, волей политбюро (!) в СССР было устроено натуральное "соревнование двух систем": в Тольятти по настоянию предсовмина Косыгина сооружали итальянский ВАЗ, в Ижевске по предложению министра оборонной промышленности Устинова - отечественный Ижмаш. Оскорбленная в лучших чувствах советская "оборонка" пыталась доказать, что она лучше ихнего "ширпотреба".
Читатель, тебе нужно напоминать, кто тогда победил? А ведь в оборонной промышленности всегда были сосредоточены лучшие умы и самые талантливые руки. Но вот поди ж ты...
Это вовсе не означало, что отечественный ВПК никуда не годен: наши танки до сих пор лучше любых зарубежных, а эта машина на несколько порядков сложнее любого "жигуленка". А зенитно-ракетный комплекс С-300? А боевой вертолет "Черная акула"? Да мало ли?
Но создателям лучшего в мире оружия никто никогда не говорил: "Сделайте максимально комфортной боевую машину десанта!". "Поработайте над дизайном пусковых установок системы залпового огня "Град"!", "Предложите новую цветовую гамму для боевой рубки атомной подводной лодки!"
Перед ними вообще никогда не ставили "гражданскую" задачу: чтобы и красиво было, и удобно, и супернадежно, и с огромным моторесурсом - любой танк обзавидуется. А главное: уложиться в приемлемую продажную цену изделия - с учетом реальной покупательной способности среднего гражданина нашей страны.
То есть это совсем другая промышленность, и ее (как и нужных специалистов) в нашей стране попросту не было.
Даже много позже, когда на ВАЗе разрабатывали уже советскую, а не итальянскую модель - ВАЗ-2108, конструкторы и технологи немало помучились, изобретая "велосипеды". Потому что и конструкцию, и технологию тоже приходилось делать "на коленке". Скажем, потребовалось "продуть" модель в аэродинамической трубе, чтобы подчистить форму и добиться приемлемого коэффициента аэродинамического сопротивления (чем он лучше - тем меньше у машины расход бензина). Привезли тольяттинское изобретение в московский ЦАГИ (на ВАЗе трубы, конечно, не было!). А там громадина диаметром 24 метра (!), предназначенная для аэробусов и космических кораблей, а время даже для "своих" распределено чуть ли не по секундам. В общем, особенно не поэкспериментируешь. И таких ситуаций - десятки, если не сотни.
Въедливый читатель наверняка спросит: а зачем было изобретать? В мире все это уже создано, и весьма качественно. Есть "форд", "фольксваген", "тойота", тот же "мерседес". Разве нельзя позаимствовать?
Признаюсь, я задал тот же вопрос советнику вице-президента "АвтоВАЗа" по техническому развитию Георгию Мирзоеву, в недалеком прошлом главному конструктору завода, и услышал в ответ:
- Позаимствовать - это как? Украсть? Или купить? Разработка модели стоит бешеных денег. В свое время мы заплатили ФИАТу за лицензию на производство ВАЗ-2101 (в "девичестве" - "фиат-124") всего 50 миллионов долларов только потому, что, кроме модели, купили у него еще и целый завод - за полтора миллиарда (!) долларов. Но модель все равно была "чужая". Мало кто знает, что купленная у итальянцев машина при испытаниях нашими дорогами развалилась через 3 тысячи километров. При доработке пришлось добавить аж 100 килограммов стали, а сама доработка шла три года. Но все равно одним из дефектов, возникающих на "копейке", была трещина кузова. Окончательно этот дефект исчез только на "восьмерке"...
Кстати, выдам секрет (о котором на ВАЗе предпочитают не говорить): для "восьмерки" многое все-таки было куплено у инофирм: рулевое управление, передняя подвеска и так далее. А вот лицензию на изготовление независимой задней подвески, например, ВАЗу не продали. Пришлось изобретать технологию самим. В конце концов разгадали секрет: он оказался в очередности сварки (начинаешь варить с одной стороны - ломается, с другой - все нормально). Но потом, когда вся конструкция и технология были готовы, пришлось проводить их полную проверку, весь инжениринг на двух зарубежных фирмах (в том числе на Порше), заплатив десятки миллионов долларов. Иначе нельзя: автомобиль должен быть надежным изначально, задолго до постановки на конвейер.
В Тольятти даже проверить все это было не на чем.
А теперь представьте, в какой ужас пришли вазовцы девять лет назад, когда страна развалилась: поставщики - все "союзные" республики, рубль рухнул (оборотные средства - "тю-тю"!) экспорт загибался (Европа вводила жесткие экологические нормы). А главное - продукция катастрофически устарела морально и физически. И не было уже ни Госплана, ни "директивных органов", у которых можно попросить денег на создание или покупку нового модельного ряда, не говоря уже о постановки его на конвейер.
То есть самый прибыльный, самый выгодный для страны завод неожиданно оказался у абсолютно разбитого корыта и без малейшей надежды на рыбацкое счастье (в виде стариковской золотой рыбки или хотя бы Емелиной щуки).
Зато акул примчалось в надежде на легкую добычу - ого-го!

Жизнь 00:10 / 07 Марта 2024 5303
Псы тоже летают

В тестовом режиме запущена новая услуга - перевозка питомцев на соседнем пассажирском кресле

Евгений Смирнов
Труд

А помните, как «Аэрофлот» обвиняли в бездушном отношении к путешествующим животным? Критика имела последствия. Как сообщила пресс-служба компании, по итогам прошедшего года на треть увеличилось количество...

Жизнь 00:17 / 07 Марта 2024 4776
Жертвы, музы и творцы

Полемические заметки в канун дня 8 Марта

Елена Широян, искусствовед
Труд
Знаменитая фраза из фильма «Бриллиантовая рука» вполне годится, чтобы порассуждать о роли женщины в обществе. И не только советском

На пороге праздника, давно ставшего днем любви, красоты и прочих приятных вещей, вертится в голове фраза: «Детям — мороженое, бабе — цветы. Смотри не перепутай!» Думаю, вы узнали это...

Жизнь 00:18 / 07 Марта 2024 4725
Защити себя сам?

Наша милиция (то есть полиция) нас бережет?

Валерий Володченко, журналист
Труд
Чем же так заняты наши правоохранители, у которых на охрану и защиту прав граждан не остается времени? Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Та ночь врезалась в память надолго. Сначала соседка снизу, баба Лена, барабанила по батарее, потом запричитала по телефону. И я привычно приступил к ритуальному действу — стал звонить в дежурную...

Поговорим начистоту на больную тему

Александр Киденис
Труд
Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Почти три десятка лет после казни серийного убийцы Сергея Головкина прожила Россия без смертных приговоров. Теперь Государственная дума выступает за отмену моратория на расстрелы. Причиной стала «кровавая пятница», устроенная...

«К участию в специальной военной операции призывники привлекаться не будут», - заверил министр обороны РФ Сергей Шойгу

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Михаил Мишустин, премьер РФ — Продолжительность жизни в России достигла почти 73,5 года. Такие показатели ни разу не фиксировались в истории СССР и современной России. Вячеслав Володин, спикер Госдумы...

Жизнь 00:10 / 29 Марта 2024 3972
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Алтайском крае обнаружены 24 поддельные пятитысячные купюры. Но и тут нашелся повод для оптимизма: оказывается, это на 54 фальшивки меньше, чем годом ранее. Впрочем, недалеко от фальшивомонетчиков ушла официальная...

Жизнь 00:03 / 05 Апреля 2024 3839
Календарь: 5 апреля

В этот день в 1242 году войска Александра Невского победили в Ледовом побоище

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на льду Чудского озера в 1242 г. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: globallookpress.com

1242 Ледовое побоище (битва на Чудском озере). Новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского разгромили рыцарей Ливонского ордена. 1722 Экспедиция адмирала Якоба Роггевена в первый день христианской Пасхи...

Жизнь 00:01 / 12 Апреля 2024 3836
...А потоп по расписанию

В чем разница между Орском и Амстердамом?

Александр Киденис
Труд
В Орске уже затопило почти семь тысяч домов. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Еще в феврале научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд заявлял: более чем в 30 регионах России ожидаются проблемы в связи с половодьем: «Практически все субъекты Центрального федерального округа сейчас...

Мы почему-то перестаем шутить 1 апреля

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Jason Robinson, globallookpress.com

Я тут вдруг обнаружила, что опять пропустила день, когда «вся спина белая». Не те времена: первоапрельские шутки явно уходят из обихода. Что подтверждает и опубликованный на этой неделе опрос SuperJob....

Жизнь 00:00 / 22 Марта 2024 3627
Пряники горчат

Организаторы голосования на избирательном участке автора настойчиво пытались сбить его с пути истинного

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Накануне выборов президента России некий неизвестный с аббревиатурой DIT_MOS донимал меня эсэмэсками, настойчиво информируя, что «москвичи могут стать участниками акции #ВыбираемВместе2024, отдав свой голос на elec.mos.ru»....

Ученого Александра Цветкова обвинили в серии убийств 20-летней давности на основании фоторобота, составленного нейросетью

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Мы уже писали об этой чудовищной истории («Как защитить гражданина от правоохранителей», «Труд» № 017 от 15.03.2024), напомним главное из нее. В феврале 2023 года ученого-гидролога Александра...

Жизнь 00:05 / 29 Марта 2024 3506
Новые Робинзоны

Россиян потянуло к корням: в деревню, в глушь, не обязательно в Саратов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Наши сограждане стали возвращаться в деревню. Такую необычную тенденцию в течение последних нескольких лет фиксируют социологи: городские жители оставляют налаженную жизнь в мегаполисах и, купив заброшенный дом в отдаленном...

Жизнь 00:10 / 15 Марта 2024 3471
Спокойно, это наезд!

Пришла весна, а вместе с ней – сезон электросамокатов. А значит, жди беды

Ирина Смирнова
Труд
Это средство передвижения уже стало поистине стихийным бедствием. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Минувшей осенью, после очередного катастрофического летнего сезона, когда на улицах Петербурга собирали сотни покалеченных и добрый десяток убитых граждан, ставших жертвами нашествия на город средств индивидуальной мобильности,...

В ретейле вводятся квоты для российских товаров

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

В наших магазинах прибавится российских товаров. И не только потому, что вырастет их производство, снизятся цены или улучшится качество. В Госдуме сочли этот путь слишком хлопотным и подготовили законопроект, согласно...

Жизнь 00:08 / 29 Марта 2024 3331
Про подонков и людей

Известный телеведущий обозвал жителей Белгорода подонками и паникерами. Их реакция вполне предсказуема

Василий Щуров, заместитель главного редактора
Труд
Такие вот коробки давно уже стали неотъемлемой частью городского пейзажа Белгорода. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В среду, 27 марта, 2,8 тысячи белгородских детей из прилегающих к границе с Украиной районов на автобусах и поездах уехали в загородные лагеря в соседних регионах. Пока на три недели, а если...

Этот вопрос со всей своей остротой встал после страшной трагедии в «Крокус Сити Холле»

Евгений Акатов
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

После страшной трагедии в «Крокус Сити Холле» и ареста предполагаемых террористов, среди которых оказались пятеро граждан Таджикистана, с новой силой вспыхнул вопрос о мигрантах. Наши сограждане называют Россию...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?