ДОЛГИЙ ПУТЬ К ПОКАЯНИЮ

В 1941 году в захолустном городке Едвабна поляки уничтожили до полутора тысяч соседей-евреев. И только шесть десятилетий спустя президент Польши произнес слова покаяния.

Красная армия оставила это местечко, находившееся с 1939 года на тогдашней территории СССР (в 30 километрах от нынешней белорусской границы), в первый же день Великой Отечественной войны. А 25 июня 1941 года местные поляки начали погромы евреев, которых в Едвабне насчитывалось более полутора тысяч. Погромщики врывались в дома соседей, убивали камнями, ножами, выкалывали глаза, вилами протыкали тела младенцев и груди матерей. Но это была только "разминка". 10 июля в местечко наведались гестаповцы, спросили у представителей местного самоуправления, как дальше намерены поступать с евреями. Услышали: "Уничтожить!" Немцы предложили сохранить несколько семей, в которых есть хорошие ремесленники, но им ответили, что хватает специалистов-поляков.
И началось массовое смертоубийство. Евреев выгоняли из домов, группе более молодых и здоровых велели под советские песни отнести памятник Ленину на еврейское кладбище и сбросить его в ров. Туда же отправили, убив, тех, кто нес статую. Кстати, несколько недель назад при раскопках страшной могилы был обнаружен и памятник. В финале этого садистского погрома оставшихся в живых несколько сот человек отвели под красным флагом в ригу на окраине местечка, облили сарай бензином и подожгли. На остывшем пепелище из обгоревших трупов выбивали золотые зубы. Опустевшие еврейские дома были разграблены.
После войны трагедия в Едвабне не стала широко известной в Европе, была "замята" и в самой Польше. А в 1949 году состоялся судебный процесс над 22 поляками, участвовавшими в убийстве. Один был приговорен к высшей мере наказания, десять - оправданы. Остальные получили разные сроки тюремного заключения. Позже польское правосудие еще дважды возвращалось к этому вопросу, но спустило дело "на тормозах": мол, если поляки и участвовали в уничтожении евреев, то не по своей воле, а по принуждению гитлеровцев.
Высветила подробности трагедии вышедшая в мае прошлого года в Польше книга американского ученого польского происхождения, профессора Нью-Йоркского университета Томаша Гросса "Соседи. История уничтожения еврейского местечка". Книга вызвала бурю страстей. Первой реакцией было неверие. "Нельзя доверять полностью воспоминаниям очевидцев, человек забывчив, надо еще раз изучить документы", - успокаивали общественное мнение историки и юристы.
Затем последовали рассуждения о том, что сегодня трудно установить, чья была инициатива сжечь евреев. Послышались голоса: евреи во всем, дескать, виноваты сами. Когда в 1939 году, согласно плану Молотова - Риббентропа, на земли Восточной Польши пришла Красная армия, еврейское население, в особенности беднота и молодежь, с радостью приветствовали ее и активно занимались установлением новых порядков, формировали органы местной власти, сотрудничали с НКВД, участвовали в арестах поляков и депортации их в Сибирь. Предали Польшу - вот и получили.
Красную армию встречали радостно потому, что с ее приходом многие евреи связывали свои надежды. До этого жизнь еврейского населения в Польше протекала в напряженной атмосфере антисемитских акций, регулярных погромов, дискриминации. Даже в университетских аудиториях студенты-евреи могли занимать только отведенные им места. Евреи попались на советские лозунги интернационализма, социалистической справедливости, а на самом деле, как известно, потом пострадали от сталинизма не меньше, чем поляки.
Жаркие споры не обошли стороной и церковь. Недавно на богослужении на Грибовской площади в Варшаве, где был центр гетто, иерархи, стоя на коленях, попросили прощения у Бога за преступления против евреев в Едвабне и других местах. Но при этом кардинал Юзеф Глемп рассчитывает, что "еврейская сторона понимает и собственную греховность и потому решится на то, чтобы попросить прощения у поляков за зло, причиненное им евреями, в том числе в коммунистические времена в Польше".
Во время молитвы перед костелом стоял пикет, возражавший против того, чтобы Епископат извинялся перед евреями, раздавались листовки, разъяснявшие, что это "атака на Польшу, на честь и достоинство польского народа". Даже среди епископов есть несогласные с покаянием, а среди священников таковых множество.
Дискуссия вокруг массового убийства в Едвабне показала, как глубоко разделено польское общество. О том же говорят исследования общественного мнения. На вопрос, должен ли президент от имени польского народа просить прощения за вину поляков перед евреями, ответили "да" 35 процентов опрошенных, "нет" - 48 процентов, а у 17 процентов не нашлось ответа. И это при том, что президент Квасьневский пользуется как политик доверием 77 процентов граждан.
Президент заявил, что такие события не оцениваются с помощью опросов, и 10 июля он, а вместе с ним руководители сейма и сената, депутаты парламента, многие политики и общественные деятели приехали в Едвабну к памятнику - выложенному из бетонных плит квадрату, равному по площади сожженному с людьми сараю. Глава государства впервые за 60 лет просил прощения, чтобы покаянием снести невидимую границу, разделяющую польский и еврейский народы.