ОНИ ЕЩЕ НАС УЗНАЮТ

В программе развития туризма, принятой год назад московским правительством, записано: к 2010 году ежегодно принимать не менее 5 миллионов туристов. С корреспондентом "Труда" беседует председатель городского комитета по туризму Григорий АНТЮФЕЕВ.

- Григорий Валентинович, столица бывшего СССР принимала по 5 миллионов иностранцев еще в конце 80-х годов - даже "железный занавес" не мешал. А теперь, чтобы вновь выйти на этот уровень, требуется два десятилетия?
- Разваленный Госкомтурист СССР был мощнейшей отлаженной империей, получавшей из бюджета большие деньги на раскрутку страны за рубежом. А кто сегодня знает департамент туризма, входящий в состав Министерства экономического развития и торговли РФ? Разве можно ожидать серьезного влияния на положение дел от органа, который за десять лет реформировался одиннадцать раз? Туризмом же, разумеется, надо заниматься. Париж, куда приезжает по 20 миллионов гостей в год, имеет от этой отрасли 20 миллиардов долларов дохода. Москва принимает миллион иностранцев, и каждый из них за время пребывания тратит примерно по 1000 долларов. Следовательно, в экономику страны вливается миллиард! Кроме того, туризм - это и инвестиции в развитие города, и новые рабочие места, и дополнительная налогооблогаемая база с предприятий, обслуживающих приезжих. Все вместе это может стать мощным толчком для повышения качественного уровня жизни москвичей, как это обычно происходит в туристских центрах. Так что наша программа - абсолютно сухой математический документ, основанный на точных расчетах, - безо всяких там "повысить и углубить"... Например, в 1999 году у нас было 936 тысяч туристов, в 2000-м - перевалило за миллион, на 2001 год запланирован рост еще на 10 процентов. В том, что так и будет, можно не сомневаться - с конца июня, как сообщает "горячая линия", отслеживающая ситуацию, в большинстве московских гостиниц stop sale, что означает "забиты под завязку". По словам сотрудников фирм, специализирующихся на приеме гостей, картина, нетипичная для Москвы. Номер по цене от 300 до 1000 рублей невозможно снять.
- А может, это свидетельство того, что у нас мало приличных отелей?
- Не так уж мало - около 180. Только пятизвездочных два десятка, в числе которых три "Мариота" - в отличие от Санкт-Петербурга, где всего гостиниц высшего класса 3 или 4. В Москве же еще есть "Балчуг Кемпинский", "Шератон"... Под развитие сети недорогих гостиниц сейчас отведено еще 20 площадок. Они потребуются, когда туристский поток вырастет.
- Что для этого нужно?
- Тот, кто к нам приезжает, как правило, остаются всем довольны. А чтобы поехали, надо рассказать миру о себе. Ведь зарубежные СМИ вспоминают о России сейчас чаще всего в связи с Чечней. Чтобы информация не была такой однобокой, мы поддержали издание ежемесячного журнала "Moscow Today", который распространяется в десятках стран. Без нашего прекрасно оформленного стенда площадью 400 квадратных метров теперь не проходит ни одна туристическая международная выставка-ярмарка. В этом году Москва и сама провела такую выставку-ярмарку, где было заключено более 3 тысяч контрактов.
- Создание имиджа требует больших средств...
- Таиланд с населением, по численности равном Москве, 90 процентов которого живет в вигвамах, тратит на внешний промоушн 60 миллионов долларов, Париж - 200 миллионов, Лондон - еще больше. Наш комитет в этом году впервые получил на рекламу из столичного бюджета 1 миллион долларов, а предыдущие 2, 5 года вообще средства выделяли только на зарплату сотрудникам. Я считаю, что это нормально: с деньгами и дурак ПИАР организует, а мы нашли массу способов громко заявить о Москве, не потратив при этом ни копейки.
- Как же это удалось? Поделитесь "секретами".
- Например, 27 сентября Москва будет третий раз праздновать Всемирный день туризма. Проходит он в битком набитом киноконцертном зале "Россия". Российские и зарубежные компании-победительницы получают по 9 номинациям призы. Поздравления мэра, среди гостей - послы, министры, трансляция по TV... В прошлом году, например, получив наш видеоотчет, Всемирная туристская организация поставила Москву всему миру в пример.
А как долго внимание зарубежной прессы было приковано к нашему городу прошлой осенью, когда на Васильевском спуске Кремля мы устроили выставку известного немецкого скульптора Хаашульта! Дело в том, что мы не просто доставили самолетом 1000 уникальных скульптур, но еще и пригласили посмотреть их 50 крупнейших бизнесменов мира. Когда такая элита, как президент компании "Форд", известнейшие банкиры и другие представители деловых кругов, вдруг одновременно устремились в Москву, разве это могло остаться незамеченным? А недавно появился новый повод для того, чтобы мир снова заговорил о Москве: мэр Москвы Юрий Лужков подтвердил то, что в 2003 году у нас в Нагатинской пойме состоится Гран-при "Формулы-1". Строительство трассы для "Формулы-1" тоже идея комитета по туризму. Именно мы нашли и инвесторов, согласившихся выложить 100 миллионов долларов на ее воплощение.
- Народ не отпугивает высокий уровень преступности?
- В Москве намного безопаснее, чем в любом европейском центре. Например, за 2000 год произошло единственное нападение на иностранного туриста - дали подзатыльник хулиганы, да и то немедленно прибыла милиция. Не то, что в Нью-Йорке, где в некоторых районах туристические фирмы рекомендуют даже не показываться без заранее припасенного доллара, на случай если потребуется откупиться - иначе убьют. Я не говорю уже о Латинской Америке... А у нас? Приехали немцы и говорят: "Страшно, у вас мафия..." Положил перед ними карту Москвы: покажите, куда хотите поехать. Всю ночь колесили по всему городу, естественно, без охраны, все вернулись целы и невредимы.
- А как иностранцам наш сервис?
- Я как-то привез в Москву журналиста Ремера - звезду первой величины в гастрономической критике Европы. У него есть журнал, в котором он оценивает состояние пищевой индустрии города - качество, разнообразие, доступность. Полгода он отмахивался от моих настойчивых приглашений: "Да что там у вас в Москве смотреть?" Наконец уговорил-таки на двое суток приехать. Он прожил пять дней! Объехал кучу ресторанов, ходил с градусником в кармане - измерял, какой температуры у нас подают вино. По результатам написал восторженную статью о том, что его родному Берлину с московской кухней не тягаться...
- Неужели наши дела, на ваш взгляд, обстоят так хорошо, что вы никому не завидуете?
- Еще как завидую. Французам, у которых на государственные деньги был создан великолепный информационный центр, а теперь это акционерное общество, зарабатывающее миллионы долларов. А мы еще только тендер провели на право организовать такой центр, где можно будет заказать гостиницу, экскурсию, забронировать места в театр и на самолет, взять переводчика, зал для конференции или выставки... Словом, полный комплекс услуг. Завидую финнам: в Хельсинки можно вызвать такси с любого мобильного телефона и с любой точки города, и через минуту оно подлетит. Рассчитаться с водителем можно "кредиткой"... Нет у нас пока приличных экскурсионных автобусов с туалетом. Правительство планирует выделить комитету деньги на их приобретение лишь в будущем году.
- Вы все об иностранных туристах, а что - туристов из России столица уже не интересует?
- В этом году, когда появились деньги на рекламу, мы начали активно работать и с российскими регионами, странами СНГ. У нас есть замечательные места! Для меня, например, нет ничего лучшего, чем Соловецкий архипелаг. Белые грибы, соловецкая селедочка, штофик водочки и все это на фоне экологически чистой природы. 500 озер, из которых можно пить - в дома идет прямой водозабор. Где еще такое увидишь?