ВСЕЛЕНСКИЙ ПОТОП ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Продолжаются восстановительные работы в районах, пострадавших от небывалого в этом столетии наводнения, во время которого ледяной водой, можно сказать, смыло несколько поселков и городов Республики Саха (Якутия).Некоторые из них уже, похоже, не восстановятся.Больших усилий, предпринимаемых самой республикой, недостаточно.

За время, прошедшее после объявленных правительством обещаний по оказанию всесторонней помощи пострадавшим, а прошло уже полтора месяца, дело, вроде бы сдвинулось. Однако темпы, какими идут восстановительные работы в Якутии, не могут не тревожить. Они могли бы быть выше, если бы быстрей и эффективней работали чиновники. Но этого, учитывая традиционную медлительность "системы", добиться сложно.
Целый месяц, по словам председателя правительства Российской Федерации Михаила Касьянова, был потрачен, что называется впустую. И если бы не правительство Якутии, то не "зависли" бы даже подготовительные работы.
А кто же будет заниматься решением проблемы, как не лица заинтересованные? Они этим и занимаются. В Якутии, где президент Михаил Николаев установил личный контроль за ходом восстановительных работ, они идут интенсивно. Реконструируются поврежденные линии связи, инфраструктура, транспортная схема, распределяется гуманитарная помощь, расселяются люди, выдаются жилищные сертификаты.
Помощь федеральных структур сейчас была бы как раз кстати. Но она по разным "техническим" причинам, а точнее, обычным бюрократическим проволочкам задерживается. И это при том, что федеральная сторона взяла меньшую часть расходов на аварийно-восстановительные работы по ликвидации последствий паводка. Основные средства должны быть выделены из бюджета самой пострадавшей Якутии. Так, из республиканского бюджета, при непосредственной поддержке алмазной компании "АЛРОСА", на восстановление ущерба должно пойти около 3,5 млрд. рублей. Это почти на один миллиард больше федеральной доли финансовой помощи. Фактически получается, что деньги на возведение домов, жилищ, строительство школ и больниц будут взяты из кармана пострадавших. Воистину спасение утопающих...
Но было бы несправедливым утверждать, что Якутия оказалась в одиночестве. Страна помогает пострадавшей республике. Помощь идет от простых людей не только из "богатых" Москвы и Санкт-Петербурга, но и из глухой российской провинции, где у самих-то жизнь не сахар. Подобное случалось лишь в годы существования дружного советского общежития. Удивительным образом паводок стал импульсом возрождения добрых традиций, вроде сбора гуманитарной помощи, направления молодежных стройотрядов, отчислений заработной платы и т.д. Словно проверка нашей памяти: не все ли еще забылось в условиях дикого российского капитализма. Как оказалось, к счастью, многие люди еще могут отзываться на чужую беду. Однако помощь, основанная на бескорыстной гражданской солидарности, бывает стопорится и не находит адресата из-за огромного чиновничьего аппарата, задействованного в восстановительных работах.
В последнее время все чаще стали звучать вполне справедливые опасения, что можно и не успеть сделать все необходимое (отстроить новое жилье, восстановить инфраструктуру, систему связи) до наступления холодов. И звучат они больше всего, между прочим, в пострадавших районах, где живут люди опытные, пережившие не один паводок.
Успеть, действительно, трудновато, ведь лето на севере очень короткое и времени ждать каких-либо "подвижек" из центра не очень много. Несмотря на поставленные президентом России и выполненными якутскими властями условия, такие, как разработка и предоставление программы восстановительных работ, четкая схема адресной помощи, средства пострадавшим для решения этих вопросов из федерального бюджета были перечислены в недостаточном объеме.
Процесс этот идет медленно, со ржавым бюрократическим скрипом, и только запоздалая замена ответственных за восстановительные работы в Якутии на более опытных руководителей вселяет оптимизм. Быть может, удастся более эффективно использовать оставшееся время для помощи тем людям, которые по воле природной стихии оказались без крова, необходимых средств к нормальному существованию.
Якутский паводок показал, что сегодня российский Север находится в плачевном состоянии. Хроническое недофинансирование на протяжении последних десяти лет большинства федеральных программ развития северных районов страны дает себя знать. Принцип патернализма по отношению к районам Крайнего Севера, столь любимый некоторыми "государственниками", оказался неэффективным и даже вредным.
Однако федеральный центр в свое время на волне всеобщей демократизации и поиска новой государственной модели совершенно забросил это "неинтересное и бесполезное" занятие: финансирование работ по предотвращению наводнений в регионе, гидрографическое исследование русел рек, прогнозные метеорологические работы, перебросив всю ответственность на регионы.
И регионы работали, предотвращали наводнения и пожары. Еще в 1998 году в Якутии удалось избежать жертв и разрушений благодаря самоотверженному труду спасателей, жителей городов и поселков республики. Вода тогда остановилась на отметке примерно в 17 метров. Но нынешний год оказался труднее, и противостоять стихии было очень тяжело, учитывая кризисную социально-экономическую ситуацию как в регионе, так и по стране в целом.
При любом строительстве укрепительных сооружений в расчеты берутся данные критических уровней воды за прошлые наводнения. Исходя из этого определяется высота сооружений. И поэтому, по словам министра Сергея Шойгу, даже если дамба в Ленске и была построена, она вряд ли смогла бы защитить город от затопления. Нынешний паводок превзошел прогнозы метеорологов.
Но не успела войти в свои берега строптивая Лена, как понеслись по стране мутные информационные реки. По старой российской привычке уже начался поиск виновных в просшедшей по вине природной стихии трагедии. Идет этот процесс параллельно восстановительному и является его "неотъемлемой составной частью". Кто-то обязательно должен быть наказан в устрашение другим...
Несмотря на эту абсурдность ситуации с поиском крайних за проказы матушки-природы, власти Якутии продолжают заниматься восстановлением разрушенного и подготовкой к зиме. Более ста миллионов рублей из бюджета республики отправлены на аварийно-восстановительные работы. В пострадавших районах своевременно выплачивают пенсии, зарплату, детские пособия. Около полутора тысяч детей были вывезены на летние каникулы. Кому повезло -попали на Черное море, многие - впервые. Скоро начнется первая застройка новых каменных пятиэтажек на местах, недоступных для наводнений. В общем, жизнь продолжается.
Уже с момента своего назначения на пост председателя правительственной комиссии по ликвидации последствий наводнения Сергей Шойгу сформировал оперативные группы, которые будут работать в пострадавших районах, обязал министерства и ведомства подготовить планы и графики восстановительных работ. Дело пошло. И было бы очень обидно за всех тех, кто пострадал от слепой стихии, если благие намерения во многом останутся намерениями из-за чиновничьей безответственности.