"ЗАСТЕКОЛЬЕ" РАЗБИВАЕТСЯ ВДРЕБЕЗГИ

Каждый из нас сегодня невольно ощущает себя "продуктом" телевизионной эпохи. Торопясь утром на работу, мы успеваем включить наш "телек", чтобы услышать мимоходом самые горячие новости и узнать прогноз погоды. Возвратившись вечером домой, снова нажимаем на кнопку и, кроме информации, отведаем еще немалую порцию "мыльных опер", телевикторин, фильмов-боевиков.

Все это делается в таком бешеном ритме, перескакивая с канала на канал, что, кажется, мы силимся опередить само время. А ведь сумасшедший, рваный клиповый ритм телевизионного вещания, когда дневная сетка поделена на строго, до секунд отмеренные участки, где предопределено "святое" место, предназначенное для рекламы, - появился не с первых лет существования "голубого экрана". Было время, когда в эфире никто не спешил "закруглить" интересно складывающийся разговор. И вообще тогда считалось, что ТВ, в отличие от стремительного кинематографа, не столько показывает, сколько наблюдает. Пользуясь тем, что время телезрителя не ограничено тесными рамками сеанса, домашний эфир неспешно, шаг за шагом, следил за происходящим в жизни, приучая нас испытывать радость от самого процесса, а не только от его результата.
Может, я и ошибаюсь, но мне кажется, что, пресытившись торопливой погоней за ускользающим временем, ТВ постепенно возвращается к своему старому способу знакомить нас с текущей жизнью, наблюдая за событиями и людьми. На минувшей неделе это было заметно по меньшей мере в трех случаях.
Прежде всего надо сказать о знаменитом, увенчанном множеством наград, в том числе и Государственной премией России, документальном цикле Владимира Герчикова "Кучугуры и его окрестности", который показывают на канале "Культура". Снятая в середине и во второй половине минувшего десятилетия в воронежской глубинке, эта серия лент бесхитростна по своей структуре, построенной на неспешных беседах автора с крестьянами, в основном уже немолодыми, пожившими и повидавшими многое на своем веку, - на разговорах обо всем на свете: о прошлом и настоящем, о земле и власти, о кумирах, вплоть до телевидения, к которому они относятся с немалым интересом.
Неуклюже проводимые реформы, конечно, ударили и по российской деревне: недаром один из персонажей, стоя посреди бескрайнего поля и показывая рукой в разные стороны, говорит: здесь была ферма, тут - другая, а там вот - третья, теперь здесь одни руины. И все же политическая злоба дня - не главное в этом цикле. Его герои во все времена жили нелегко - независимо от того или иного политического лидера страны, с каждым из которых у них связан определенный период собственной жизни. И главное, то, о чем они говорят, - не жалобы на трудности, а попытки всерьез понять происходящее вокруг.
Второй пример - из другого жанра и другого времени. Только что начатый на ТВС цикл передач "Пестрая лента" с ведущим - кинорежиссером Сергеем Урсуляком - возрождает полузабытую традицию больших программ о кино, в которых внимательно и подробно прослеживается жизнь известных мастеров экрана. Последний выпуск был посвящен киноклассику Юлию Райзману, автору картин "Машенька" и "Коммунист", "Твой современник" и "А если это любовь?"
Названный, на мой взгляд, довольно неуклюже - "Боец видимого фронта", - этот выпуск построен по биографическому принципу. Нам подробно рассказали о докинематографической жизни будущего режиссера, затем - о его первых шагах в кино в качестве реквизитора, ассистента, актера, и только после всего этого - о собственно режиссуре прославленного мастера.
Зрителя, привыкшего в последние годы к непоследовательности в любом телеповествовании, такая добросовестная прилежность может даже и поразить. Но, в свою очередь, она вызывает и некоторые претензии с позиций серьезного киноведения. Скажем, мне показалась неубедительной периодизация творчества постановщика. Неудачными, по сравнению с документальными кадрами из жизни режиссера, выглядели фрагменты его фильмов. По-моему, авторы напрасно проигнорировали такое важное для кинематографа этого художника понятие, как "райзмановская женщина".
Впрочем, все мои замечания меркнут перед той тщательностью и неторопливым вниманием, с какими на телеэкране воссоздана творческая судьба мастера. В декабре будущего года предстоит отметить столетие со дня его рождения, и, полагаю, достигнутое в передаче С.Урсуляка окажется востребованным во время юбилейных торжеств.
И, наконец, о завершившемся на минувшей неделе реалти-шоу "Теперь ты в армии" (ТВС). Завершившемся досрочно, со скандалом. Я не раз критически высказывался об этом родившемся за кордоном и перекочевавшем на наши экраны телевизионном жанре. И "Последний герой" (ОРТ), и в особенности "За стеклом-1" (ТВ-6) вызвали бурю возмущения в среде зрителей и критиков, но вместе с тем получили довольно высокий рейтинг. Недаром с первых дней июня, как только возобновилось вещание ТВС на шестой кнопке, там запустили третий проект "застекольного" действа, проходящего в военном лагере где-то под Киевом...
Если у многочисленных реалти-шоу есть хоть какие-то достоинства, то они лежат в сфере как раз того неторопливого и внимательного наблюдения, о котором я говорил выше. Но, как ни странно, устроителям действа "Теперь ты в армии" неспешное наблюдение за юношами и девушками, осваивающими трудное солдатское ремесло, показалось недостаточно динамичным. Они "обострили" состязание полудетективным соперничеством двух команд - российской и украинской. В какой-то момент украинский офицер-инструктор взбунтовался по поводу того, что голосованием была удалена из числа участников украинская девушка. А затем киевская телекомпания - партнер ТВС в одностороннем порядке прекратила показ программы в эфире. "Застеколье" разбилось вдребезги. Финалом неуклюже разыгранного реалти-шоу чуть ли не стал межнациональный конфликт.