АЛЕКСАНДР ЛЮБИМОВ: "МЫ СОЗДАЕМ НОВУЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ МАТРИЦУ"

На канале "Россия" в разгаре необычный проект - "Имя Россия". В сентябре телезрители узнают 12 имен самых значимых отечественных исторических личностей, которые будут выбраны из списка 50. Об этом конкурсе и других новостях и проектах телеканала корреспондент "Труда" поговорила с первым заместителем гендиректора ВГТРК Александром Любимовым.

- Александр Михайлович, я слышала, что этот проек - "Имя Россия" - аналог зарубежного.
- Идея принадлежит британской телекомпании ВВС. Вряд ли такая парадоксальная идея могла родиться в голове русского человека. Если бы какой-нибудь продюсер предложил выбрать лучшего из несметного числа достойнейших русских людей, все подумали бы, что это нереально. Но так как эта безумная идея протестирована на других аудиториях с положительным результатом, мы приняли решение попробовать.
- А кого выбрали в самой Англии?
- В Англии Черчилль победил, хотя могу ошибаться. Они делали несколько сезонов. Наш проект во многом отличается. Мы взяли у англичан только саму идею сравнения несравнимого. Английская версия нам не подходит совершенно, так как это неуважительно по отношению к истории. А вот Украина решила слепо следовать их формату.
- Что вас покоробило в украинском варианте?
- То, что они включили в один список и живых, и мертвых. Когда рядом Николай Васильевич Гоголь и братья Кличко, это более чем странно. Определенная сдержанность в таких вопросах не помешает. Англичане, возможно, относятся к истории более легкомысленно, но для нас это неприемлемо.
- Значит, у нас в списке только ушедшие в мир иной?
- Да, все, кто умер до 12 июня 2008 года. Кроме того, англичане, скажем, считают допустимым сравнивать, кто лучше: принцесса Диана или Дарвин. Для России это безвкусица. Мы создаем новую матрицу по отношению к истории. Для кого-то Хрущев - человек, который принес "оттепель", для кого-то - пособник Сталина, а для многих - тот, кто отдал Крым. По-английски проект называется "Великие британцы", в русском языке слово "великий" несет позитивную окраску. На Украине в финальный список "Великих украинцев" попали Махно, Бандера и другие бандиты. У нас тоже в списке есть Ленин и Сталин - не для всех они великие со знаком плюс. На сайте мы разместили их биографии, довольно противоречивые. Многие голосуют за них, прочитав эти биографии.
- Но у большинства мнение по поводу Сталина сложилось давно. Оно не может быть позитивным.
- Абсолютно с вами согласен, у меня тоже есть родственники, которых репрессировали и расстреляли. Но есть люди, которые считают, что ради развития страны можно было идти на большие жертвы.
- "Имя Россия" - шоу или попытка нестандартным способом возродить интерес к истории?
- Скорее второе. Можно спорить, что в список 500 не вошли еще 100 или 200 исторических персон. Но нет сомнения, что в списке 50 оказались достойные люди. На днях начнутся короткие фильмы про каждого из них на канале "Россия".
- Кто изначально выбирал этих персонажей?
- Сначала по нескольким моделям был составлен список 1000, но потом стало понятно, что если его разместить на сайте, то посетители сойдут с ума. Тогда решили, что 500 - минимально возможный предел. Между тем большинство стран, запустивших проект "Великие", исходят из списка 100. Нам кажется, это слишком мало. Конечно, нам помогали историки. Последний вклад внес доктор исторических наук Владимир Лавров, который скрепя сердце вычеркнул 100 из списка 600.
- Есть персонажи, за которых вы лично болеете?
- Я бы хотел, чтобы в списке осталось больше писателей, людей, не связанных с властью. Потому что нахождение во власти, безусловно, дает человеку невероятные возможности проявить себя во благо Отечества, но остаться в истории, не получая при жизни ресурса власти, - удел персонажей абсолютно космического масштаба. Мои приоритеты: Блок, Булгаков, Бунин, Гоголь, Даль, Высоцкий, Достоевский, Королев, Есенин, Лермонтов, Ломоносов, Менделеев, Пушкин, Толстой, Сергий Радонежский, Тургенев, Андрей Рублев, Циолковский, Чайковский, Чехов, Шаляпин...
- Уже больше 12!
- Да, сложно выбирать. Кликая по клавишам компьютера на нашем сайте, вы невольно начинаете всех оценивать и понимаете, насколько это нелегко. Думаю, скоро это станет изысканным развлечением.
- Голосовать можно только на сайте?
- Пока да. Но для объективности на стадии списка 500 мы провели глубокое социологическое исследование как раз среди тех, кто не пользуется интернетом. К примеру, Буденный вошел в список 50 по соцопросу, а по интернет-голосованию - нет. Также не вошли Ермак, Михаил Романов, Андропов, Распутин, Ярослав Мудрый. Но первые 30 фамилий совпадают. То есть каким бы способом люди не голосовали, случайные персонажи в финал не пройдут.
- А каким будет финал?
- С октября у нас начнутся своеобразные зрелищные ток-шоу, в которых раз в неделю мы будем обсуждать каждого из 12 избранных. И уже в окончательной программе подведем итог, кто будет носить имя "Россия". Возможно, этому человеку возведут памятник, хотя вряд ли это будет человек, не увековеченный в бронзе. Возможно, об этой личности будет снят крупномасштабный художественный фильм.
- Какая программа вам кажется наиболее удачной?
- Хорошо идет документальное кино в 22.50. К примеру, рекомендую 17 июля посмотреть эксклюзивный фильм, посвященный 90-летию расстрела царской семьи. За три года наш канал полностью проследил путь останков царской семьи. Там будет рассказано о втором захоронении - с цесаревичем Алексеем, которое нашли позже, когда уже были опознаны первые останки царя и его семьи.
- А какие исторические даты, праздники для вас лично особенно значимы?
- Важным днем в истории страны считаю 4 ноября - День народного единства. Вместо 7 ноября я сделал бы днем памяти 17 июля: ведь именно расстрел царской семьи стал символом того ужаса, который принес большевизм на нашу землю. Прекрасная идея праздновать день памяти Петра и Февронии Муромских. Великолепен День России. Пора уже прекращать язвительные споры по его поводу. Да, это день, когда Россия цивилизованно развелась с другими республиками СССР. Можно сокрушаться, что мы потеряли эти территории, можно говорить, что надо было за них бороться, что Ельцин мог поступить иначе. Но Россия идет вперед, а бывшие "сестры" - Молдавия, Грузия и прочие - без нас не могут подняться с колен, своего потенциала у них крайне мало. Так что, возможно, потеряв территории, мы просто сбросили балласт. Тем более что величие страны в XXI веке все меньше определяется только размерами.
- Программа "Сенат", которую вы ведете, отметила год в эфире. Можете подвести какие-нибудь итоги?
- В стране происходят гигантские изменения в экономике, законодательстве. Большое количество новых политиков путинской волны, которые приходят в нашу студию, вносят в это серьезный вклад, но среди них мало людей, способных объяснить гражданам, чем они конкретно занимаются. Они себя ограничивают таким количеством внутренних несвобод, что в итоге довольно трудно объяснить массовой аудитории, в чем суть их деятельности. Впрочем, в этом есть определенный знак нашего времени - времени создания новых правил игры, то есть законов. Думаю, тренд в том, что на этой новой базе и появятся новые яркие политические лидеры.
- И последнее: в отпуск собираетесь?
- Вряд ли, но хочется вырваться куда-нибудь на недельку с детьми.
- Туда, где ветер?
- Да, без ветра и паруса я сам не свой.