Ящер поразил Вологду

Фестиваль молодого европейского кино Voices, второй раз прошедший в Вологде, завершился победой британского «Тираннозавра»

«Труд» с симпатией наблюдал за новой попыткой старинного русского города стать одной из кинематографических столиц Европы.

«Тираннозавр» — дебют в режиссуре английского актера Пэдди Консидайна — жестко, просто и правдиво рассказывает историю мужчины и женщины, каждый из которых несчастлив по-своему. Джозеф (английская кинозвезда Питер Муллан) — опустившийся вдовец, завсегдатай пабов, полный агрессии ко всему, что его окружает. Ханна (Оливия Колман), хозяйка магазина одежды секонд-хенд, — внешне благополучная дама. Но за благопристойным фасадом ее семейной жизни прячутся непреходящая боль и постоянное унижение, которым подвергает ее ничтожный муж — извращенец и садист. В свою очередь, Джозеф, с которым ее сводит случай, испытывает на прочность веру Ханны в божеское милосердие и справедливость.

Английское кино часто поражает убедительными во всех деталях сюжетами, точностью изложения и великолепной игрой артистов, и дебют Пэдди Консидайна не стал исключением. Приз за лучший сценарий жюри под руководством известного английского режиссера, сценариста и продюсера Хью Хадсона присудило француженке Брижит Си за «Свободные руки», где она выступила и как режиссер-дебютант. Награда скорее не за фильм, а за личные переживания, перенесенные на экран. С помощью своей героини Барбары, тоже режиссера, которая ставит в тюрьме документальную драму с заключенными и находит там свою любовь, Брижит Си попыталась изжить собственную боль. Разбившись на мотоцикле, внезапно погиб ее возлюбленный — с ним она познакомилась, работая в тюрьме, ради него оставила своего мужа — известного кинорежиссера Филиппа Гарреля. Фильмы и спектакли, создаваемые в местах заключения в рамках специальных культурных программ, — распространенное явление во Франции. Для российских зрителей новостью и потрясением была даже не мелодраматическая коллизия, а то, что где-то возможен такой комфортабельный и внешне свободный тюремный быт.

Еще одна дебютантка в режиссуре, шведка Лиза Лангсет, недавно стала мамой и не смогла приехать в Вологду, чтобы получить сразу несколько призов за свой фильм «К чему-то прекрасному» — за лучшую режиссуру, за игру актрисы Алисии Викандер (пополам с Оливией Колман из «Тираннозавра»).

История о том, как 20-летняя Катарина, девушка свободных нравов из провинции, вдруг прониклась страстной любовью к музыке Моцарта, устроилась на работу в филармонию, влюбилась в дирижера, который ее соблазнил, а затем выбросил назад, в прошлую жизнь, после чего она решилась на преступление, завоевала также приз зрительских симпатий.

Авторское европейское кино, представленное в конкурсе Voices и в многочисленных внеконкурсных программах, посвященных на этот раз Италии и Испании, оказалось востребованным в патриархальной, уютной Вологде — городе, восприимчивом к искусству и расположенном ко всему прекрасному. Особой любовью тут пользовалась Клаудиа Кардинале, получившая особый статус музы фестиваля; ради нее зрители-киноманы приехали даже из соседних городов, чтобы самим увидеть легендарную кинозвезду и взять у нее автограф. Клаудиа побывала в вологодском кремле, полюбовалась фресками Дионисия в Ферапонтовом монастыре, станцевала твист на палубе пароходика во время речной поездки с гостями фестиваля и сказала, что Вологда навсегда останется в ее сердце.