Леонид Круглов: В путешествии должны гореть глаза!

Автор проекта «По следам великих русских путешественников» повторил экспедиции Миклухо-Маклая, Лаптева, Пржевальского

В июле на Первом канале стартует новый цикл телепутешествий «По следам великих русских путешественников». Автор проекта Леонид Круглов повторил экспедиции Николая Миклухо-Маклая, Харитона Лаптева, Афанасия Никитина, Николая Пржевальского, Александра Булатовича и Ивана Крузенштерна, и вот что из этого получилось.

— Давно ли вы работаете над циклом и что будет представлять собой сам фильм?

— Этот проект я снимаю уже десять лет, поэтому некоторые экспедиции были проведены еще до того, как я подписал контракт с Первым каналом. В итоге фильм будет состоять из семи серий, рассказывающих об экспедициях русских путешественников. Моей же задачей было проиллюстрировать имеющиеся у меня дневники, которые некогда принадлежали Никитину, Лаптеву, Крузенштерну.

— А чем вам запомнилась ваша первая экспедиция?

— Первую свою поездку я совершил в Папуа — Новую Гвинею, где искал следы последних первобытных людей на земле, которые вдобавок ко всему живут на деревьях. На самом деле на тот момент я еще не был подготовлен к такому путешествию. У нас не было специальной экипировки для джунглей, мы не защищались от комаров и змей, и впоследствии два человека из моей группы заболели малярией. Но нам очень повезло, так как мы нашли хорошего проводника и через пару месяцев сумели выйти на след тех самых первобытных людей. Как только мы подобрались довольно близко к их дому, на нас выскочили охотники племени. Они услышали, что приближается чужак, ведь, как оказалось, подступы к домам завалены ветками. Меня поразил вид этих людей, голые, с луками и стрелами, они были на грани срыва. Позже я узнал, что народ этого племени воспринимает чужаков как конец света. То есть им казалось, что с той стороны леса к ним идут люди из мира мертвых. Но особенно меня удивило то, как выглядели женщины этого племени. Словно затравленные зверьки, они сторонились нас и не шли на контакт. Вместо первобытного рая я, к своему изумлению, увидел ад. Все-таки когда мы подарили этим людям табак, бусы и булавки, напряжение как-то спало, но в дом нас так и не пустили. Но сюжет мы отсняли, и он стал третьей серией в нашем цикле.

— Какому же путешествию в таком случае посвящена первая серия вашего фильма?

— В первой серии мы расскажем о путешествии Александра Булатовича, о племени сурма и их обычаях. Из местных жителей у меня есть хороший друг, его зовут Черно-Белый Бык. Так вот его приемный сын — отличный боец на палках. Нам очень повезло, так как нам удалось снять все эти бои. Ведь для юношей этого племени выйти победителем из такого сражения на палках — возможность повысить свой статус и стать мужчиной. Как оказалось, те молодые люди, которые не проходят испытания, так и остаются неженатыми. Для местных девушек проводятся свои обряды. Пока юноши сражаются на палках, они должны вытерпеть болезненные удары прутьями. Считается, чем выносливей девушка, тем больше детей она сможет родить.

— Вы и на Тибете побывали?

— Эту непростую экспедицию мы совершили на паралете. Перед нами стояла задача показать азиатские просторы с высоты птичьего полета. Но мы столкнулись с некоторыми трудностями, мотор паралета постоянно глох, и несколько раз мы падали прямо посередине пустыни Гоби. Нас вытаскивал из этих песков наш собственный караван. Но, несмотря на это, мы очень много контактировали с кочевниками и даже жили в юрте. Но меня беспокоило то, что я не знал, чем мне проиллюстрировать дневники Пржевальского, который дошел практически до Лхасы. И тогда я отправился в маленькое королевство на территории Непала, граничащего с Тибетом. Это королевство Мустанг, где сохранился дворец, полностью идентичный тому, что был в Лхасе 100 лет назад. В этом королевстве были свой король, верховный лама и придворные. Это был Тибет, каким он был много лет назад. Поэтому эта съемка стала для меня наиболее ценной из всех.

— Самую организационно сложную экспедицию можете назвать?

— Да, это Таймыр, или, как его еще называют, сектор недоступности. У Лаптева в свое время было задание дойти до самой северной оконечности Таймыра и вообще понять, где у нас на Севере русская земля заканчивается. Когда мы пытались повторить этот маршрут на современном ледоколе, мы половину лета прождали, так как все было закрыто намертво льдами. Мы шли вдоль берега, и глыбы нас прижимали. Было очень опасно. Дальше мы шли на вездеходах. Среди льдов в 2 километрах от берега мы спускали на воду плавучие вездеходы и переправлялись на берег. А когда раскинули лагерь, нас стали посещать голодные белые медведи. Ведь рядом было лежбище моржей и тюленей. Но, несмотря на все трудности, мы все-таки вышли на место аварийной стоянки Лаптева, где он в течение долгого времени жил со своей командой в землянках. Даже провели там раскопки и нашли целый сундук с ножами, топорами, копьями и крестами. Правда, местные шаманы уверяли, что те места, куда собирались дойти, считаются землей мертвых и ходить туда нельзя. В общем, путешествие на грани мистики и реальности легло в основу четвертой серии цикла.

— О чем же будет пятая серия?

— Она посвящена путешествию Афанасия Никитина в Индию. Это была первая экспедиция, которая состоялась еще в XVI веке. Мне было очень важно продемонстрировать его дневники, в которых стирается грань между снами и реальностью. И я долго думал, чем же мне проиллюстрировать имеющиеся материалы. И как ни странно, фортуна вновь была на моей стороне. В районе современного Бомбея мы встретили цыганский табор. И это был кусок живого средневековья. В результате почти весь маршрут мы прошли с этими кочевниками. Причем это были разные группы племен, с которыми мы дошли до границы Индии и Пакистана, до пустыни Тар, эпицентра цыганской жизни. Так как выяснилось, что оттуда в свое время цыгане и начали расселяться по всему земному шару.

— Расскажите о своей экспедиции на Дальний Восток, по следам капитана Арсеньева.

— У меня были местные проводники — нанайцы. Экспедицию я разбил на сезоны: зиму, лето, осень. Очень трудная была переправа по речке Бикин на лыжах в 30-градусный мороз. Но основной моей задачей было снять тигра, который считается местным божеством. Это практически полное безумие, так как тигры прекрасно прячутся и достаточно сложно провести съемку. Поэтому я присоединился к группе тигроловов и провел с ними всю осень. Они отлавливали тигров для того, чтобы потом надевать на них ошейники. Нам невероятно повезло. В один из дней в петлю попались годовалые тигрята, пока надевались радиоошейники, рычала рядом их мать, эту историю мы и сняли. Потом, конечно, тигрят выпустили. Думаю, что дух Тайги мы смогли передать в нашем фильме.

— Последняя серия посвящена кругосветному путешествию?

— Совершенно верно. Честно говоря, я сам до конца не был уверен, что все получится. Поэтому так вышло, что основные серии были сданы на Первый канал уже в конце 2011 года, а седьмая серия еще не была готова. И было понятно, что я замахнулся на что-то похожее на полет в космос. У нас есть замечательные парусники, например «Седов». А когда были найдены спонсоры и проект пошел, в мае 2012-го наш парусник вышел в кругосветку. Мой хороший друг, потомок Крузенштерна, снабдил меня гравюрами, неопубликованными дневниками первой русской кругосветки. Я брал эти гравюры и спустя сотни лет оживлял картинку тех же самых мест в современном виде. Это было невероятное приключение. И нам удалось сделать практически все.

— Есть ли планы на будущее?

 

— Хочу сделать мини-сериал о том, как открывались наши континенты. Через два года будет ровно 200 лет, как была открыта Антарктида, и, конечно же, мы тоже планируем провести свою экспедицию. Надеюсь, к тому времени не устанем. Ведь в путешествии должны гореть глаза!