ДВА ВОИСЛАВА ПРОТИВ СЛОБОДАНА

Не сумев договориться о едином кандидате, сербская демократическая оппозиция решилась на рискованный для нее шаг - выйти на союзные президентские выборы двумя отрядами, каждый со своим собственным претендентом на главный государственный пост. Кандидатам оппозиции предстоит вступить в бой с политическим "тяжеловесом" - югославским президентом Слободаном Милошевичем.

Руководители крупнейшей оппозиционной группировки страны - Сербского движения обновления (СДО) - не вняли призывам объединенной оппозиции и выставили против Милошевича белградского мэра Воислава Михайловича. 49-летний политик больше известен в Сербии как внук легендарного вождя сербских четников генерала Драже - Драголюба Михайловича, расстрелянного после второй мировой войны по приговору суда за связь с нацистами. Судьба не жаловала и отца кандидата, который попал на каторгу за участие в деятельности Информбюро и провел несколько лет в каменоломнях югославского ГУЛАГа на Голом острове. В одном из интервью Воислав Михайлович признался, что ему было нелегко носить с детства печать внука злейшего врага Тито и одновременно сына коммуниста, боровшегося против четнической ереси.
Выпускник юрфака белградского университета Михайлович занимался адвокатской работой, но нашел себя в коммерции, создав фирму по торговле бумажными детскими пеленками - памперсами. В политику он пришел в зрелом возрасте, а столичной мэрией руководит лишь с января 1999 года и, как утверждают злые языки, "предпочитает не вмешиваться в собственные служебные дела". Кандидат СДО не замечен в вождизме, оставаясь всегда в глубокой тени лидера партии Вука Драшковича. По собственному утверждению, Михайлович унаследовал от деда и отца исключительно доброжелательный и бесконфликтный характер, который помогал ему "быстро забывать неприятные вещи". Белградский мэр по гороскопу - Бык, и любит простые радости жизни. Белградцы редко видят его на телевидении, но зато его можно встретить в выходные дни бегающего трусцой по городу вместе с двумя сыновьями или застать в "Макдоналдсе" с бокалом молочного коктейля.
15 оппозиционных партий, объединенных в единый предвыборный блок, встретили выдвижение Михайловича с нескрываемым возмущением, расценив этот шаг как попытку расколоть оппозиционное движение. Соперники СДО ответили собственным кандидатом, которым стал председатель демпартии и профессор политологии Воислав Коштуница, стоявший у истоков зарождения нынешней сербской оппозиции. Вместе с двумя друзьями он основал в 1989 году на "учредительном съезде" в собственной квартире первую оппозиционную группировку современной Югославии - Демократическую партию, которая превратилась позднее в "рассадник" оппозиционного движения. Коштуницу называют "самым последовательным сербским политиком" из-за его непримиримости к нынешним властям. На сегодня он - единственный оппозиционный лидер в Сербии, который никогда не искал компромисса с Милошевичем или союзов с соперничающими демократическими партиями, которые заставили бы его поступиться своими политическими убеждениями.
56-летний Коштуница слывет умеренным националистом и интеллектуалом, что часто мешало ему в повседневной политической работе. Его сторонники так и не сумели убедить его в том, что с избирателями нужно говорить проще, чему Коштуница так и не научился. Отвечая однажды на вопрос о том, что бы он сделал в первую очередь, став президентом страны, он ответил: "Прежде всего собрал бы самых умных людей и спросил бы у них совета, что нужно сделать. А потом вступил бы в переговоры, переговоры и еще раз переговоры. Нашим девизом должно стать - ни войны, ни капитуляции".
Если верить известным сербским пророкам - братьям Тарабичам, то Коштуница имеет верные шансы стать президентом. В оставленном после своей смерти пророчестве братья утверждали, что сербским вождем станет человек с фамилией, которая совпадает с названием места его рождения. В паспорте председателя демпартии, в графе "место рождения", записано - село Коштуница. Впрочем, люди, близко знающие кандидата, не столь уверены в победе представителя демпартии, главной слабостью которого они считают полное отсутствие темперамента. "Войя начнет действовать лишь в одном случае - если его подвергнуть электрошоку", - написал однажды известный сербский публицист Александр Тиянич, с большой симпатией относящийся к Коштунице.