СЕЛО УВЯЗЛО В ДОЛГАХ

Название села Байрамгулова на русский можно перевести как "разгульная, празднующая деревня". Видать, любили и умели предки местных жителей не только трудиться, а и веселые сабантуи устраивать. Река, леса, луга - все кормило, давало пищу. Только - не ленись. Здешний совхоз тоже был не из последних. На Аргазинском водохранилище, что за околицей, даже своя маленькая электростанция работала. Но ветры перемен разметали сельский достаток, словно солому с неухоженной крыши.

- Бывают времена, когда просто руки опускаются, - признается директор АО "Аргазинское" Кайдар Аманов. - Плакаться я не люблю, но того и гляди даже самые передовые повалятся. Кто на зерне деньги делает, тот за счет приличных цен продержится, но тоже - недолго. Для нас же, кто овощами и молоком занимается, "крайние сроки" настали. В начале 90-х для деревни еще что-то делалось: давали товарные и денежные кредиты. У нас на счете в банке миллиона полтора всегда было - на "черный день". Сегодня же - сплошь долги.
И то сказать. По прошлому году заработало "Аргазинское" 35 миллионов рублей. Не меньше и в этом году будет. Урожай ожидается добрый. Но только в Пенсионный фонд задолжали 15 миллионов, на зарплату работникам надо выдать 7-8 миллионов, за "горючку" уйдет примерно 9 миллионов рублей. А на удобрения? На рекультивацию? На латание рассыпающейся на ходу техники? К примеру, в 1998 году на запчасти было истрачено 1,3 млн. рублей, в прошлом - 1,8, в этом цифра за два миллиона зашкалит.
Конечно, есть в области кое-какие бюджетные деньги для села. Но, скажем, нынче областная администрация решила их в хозяйства не давать, а распорядилась приобрести 300 комбайнов. Хочешь - бери по 860 тысяч рубликов за комбайн, а не хочешь - так перебивайся. Никто не спросил самих мужиков: "А может, вам на какие-нибудь иные цели эти средства нужнее?" Раньше указывали: что и когда сеять, теперь - что покупать.
- Лучше бы кадрами помогли, - вздыхает Аманов. - В области две сельхозакадемии, а специалистов в селе нет. Заманил я к себе как-то одного профессора, 2000 рублей ему оклад положил. Но он покрутился-покрутился, да и отбыл восвояси. Кого такой зарплатой удержишь?
Сегодня средняя зарплата по АО "Аргазинское" - 700 рублей, да и те не всегда крестьянин "живьем" получает. И не вина в том председателя. Это постоянная головная боль: где взять деньги?
Поставщики горючего, запчастей, всего прочего теперь реальные деньги требуют, словно считают крестьянское подворье монетным двором. Но круче всех, конечно, энергетики цены заламывают. Смотрите сами: тарифы на электроэнергию для села с февраля выросли процентов на 40. Причем если раньше они требовали 50 процентов "живьем", потом - 70, то теперь говорят: "100 процентов плати - или вырубим свет".
- С "Челябэнерго" невозможно работать, - посетовал в одном из своих радиовыступлений заместитель губернатора Челябинской области, курирующий село, Андрей Косилов. - Любые попытки договориться отвергают, кивают наверх: "Чубайс приказал".
Первыми приняли удар самые незащищенные: от городского электротранспорта до больниц и школ. Даже воинские части, того и гляди, впотьмах окажутся. Челябинские энергетики уже такие намерения как реальные преподносят. Где уж селу против такого монстра бороться?
- В феврале пришлось мне побывать на совещании, которое президент Путин проводил в Краснодаре, - вспоминает Кайдар Аманов. - Серьезный был разговор. Решения приняты верные, обнадеживающие.
Владимир Владимирович поддержал белгородский эксперимент по налогообложению сельских товаропроизводителей. В проекте - единый 10-процентный налог, уплачиваемый раз в году, после уборочной. Это позволит хозяйствам спланировать свои затраты, получить дополнительные оборотные средства. Кроме того, в планах президента России прозвучало намерение "заморозить" долги селян на 10-15 лет.
- К сожалению, эти решения где-то волынятся, - продолжает Аманов. - Как всегда, чиновничья машина не может "переварить" нововведения. А село тем временем тонет.