04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОСТЕРЕЖЕМСЯ "ПОСТНЫХ" ГРЕХОВ

Николаев Сергий
Статья «ОСТЕРЕЖЕМСЯ "ПОСТНЫХ" ГРЕХОВ»
из номера 148 за 11 Августа 2000г.
Опубликовано 01:01 11 Августа 2000г.
С 14 августа у православных начнется Успенский пост, предшествующий празднику Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), который еще называют "второй Пасхой". Церковь учит, что, закончив свой земной путь, Матерь Божия не умерла, а совершила переход в жизнь вечную - "была восхищена на небо". Поэтому Успение Пресвятой Богородицы - не день скорби, а день радости. Готовясь же к нему, благочестивые люди обязательно постятся. Успенский пост короток, но строг: возбраняется вкушать все продукты животного происхождения, в том числе рыбные. В среду и пятницу следует обходиться пищей, приготовленной без растительного масла.

О пользе воздержания (и не только в еде) уже немало сказано. Поразмыслишь о том, сколько благ приносит пост, и согласишься, что нет надежнее лекарства от грехов и телесных болячек. Между тем многие люди удивятся, если узнают, что и воздержание имеет свои типично "постные" грехи. О них и поговорим сегодня.
Пост - дело доброе и полезное, но и он должен иметь свою меру. Что толку от поста, если результат его - лишь вялость тела и тупость ума? Ведь поститься не значит голодать. Есть даже поговорка: "Что пьяного молитва, то голодного пост". По мнению святых отцов, "сколько вредно невоздержание, столь вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой" (святитель Игнатий Брянчанинов).
Иногда, казалось бы, для большей пользы некоторые христиане самовольно ужесточают свой пост. Там, где можно бы употребить маслице, жуют пустые сухарики с сольцой. Да еще так жуют-то, что все окружающие про те сухари знают, и за щи свои пустые смущаются: не грех ли?
Люди сильного духа почитаются у всякого народа. Но "иное дело о подвижнической жизни думать и рассуждать, и иное - самою жизнию это испытывать", - писал преподобный Амвросий Оптинский и вспоминал: "Один наш сосед барин в прошлую Св. Четыредесятницу захотел себя наказать за слабую прежнюю жизнь строгим постом. Приказал для себя толочь семя и ел эту толченку с квасом и черным хлебом. И такою непостепенною и необычною суровостию так испортил себе желудок, что доктора в продолжение целого лета не могли его исправить".
Нельзя подходить к посту как к спорту, самовольно "поднимать планку" или "увеличивать скорость". Все равно "быстрее" не прибежишь к финишу. Не стоит и устраивать соревнования, кто кого "перепостит". Все это "подвиги" самомнения и тщеславия. К тому же есть много примеров, когда излишняя горячность в отношении поста приводила потом к полному охлаждению, к неуважению поста и пренебрежению им. "Кто будет превышать меру строгости, тот неизбежно превзойдет и меру послабления" (преп. Иоанн Кассиан Римлянин). От чрезмерного поста можно надорваться и духовно, и телесно.
Есть даже церковное наказание для без разума постящихся. В "Книге правил святых апостолов" читаем: "Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень (т.е. воскресенье), или в субботу кроме единыя токмо (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен" (Правило 64-е Святых Апостолов). Или: "Аще кто, ради мнимаго подвижничества, постится в день воскресный: да будет под клятвою" (Правило 18-е Гангрского собора).
Святитель Иоанн Златоуст замечает, что "иные, воздерживаясь по заповеди поста от пищи, мало-помалу достигли того, что гнушаются пищей, а это приносит им величайшее наказание". Об этом можно прочесть в Книге Правил Святых Апостолов, где говорится, что если кто не ради подвига воздержания, а по причине гнушения не вкушает мяса и вина и удаляется от брака, то, если это священник или диакон, "будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Также и мирянин" (Правило 51-е Святых Апостолов).
Вспоминается один случай. В православной семье супруги никак не могли определить, как им лучше поститься. То молочка по немощи выпьют, то маслице по незнанию себе разрешат. А то напротив, сухарики с водой кушают. Наконец, духовник благословил их оставить своеволие и поститься, как весь православный люд. Тут бы душе и успокоиться, ан нет. Враг, он тут как тут. Сам хозяин постится, как благословили, а по сторонам-то поглядывает: как там другие православные: не вольничают ли? Вроде и слов осудительных не говорит, а ошибки чужие все же озвучивает. Констатирует факты.
Тут же он, не мешкая, на второй неделе Великого поста и попал впросак, или, по церковному сказать, в искушение. И даже дважды. Не то что маслица постного в неуказанный день пришлось съесть, а самое сдобное да скоромное пирожное, да с кремом. Не имея опыта отказать начальнику, с тайным страданием, а съел. Затем, через денек-другой новое унижение потерпел. Мало того, что в ресторан на веселый банкет попал, да еще и от танцев, опять же по неопытности, не смог уклониться. Тоже, согласитесь, не лучшее занятие Великим постом. Правда, такого двойного удара оказалось достаточно и для покаяния, и для смирения.
Когда собственная праведность служит лишь поводом к осуждению и обличению - это мнимая праведность. Она никак не послужит к пользе и назиданию ближнего. В таких случаях мне вспоминается ирония одного шекспировского персонажа: "Думаешь, если ты такой святой, то на свете больше не будет ни пирогов, ни хмельного пива?" (В. Шекспир "Двенадцатая ночь"). И потому не станем заглядывать в тарелку приятеля и не будем демонстрировать всем начинку своего пирожка.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников