05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРАВДУ О ГИБЕЛИ "КУРСКА" НИКУДА НЕ СКРОЕШЬ

Безрукова Людмила
Статья «ПРАВДУ О ГИБЕЛИ "КУРСКА" НИКУДА НЕ СКРОЕШЬ»
из номера 147 за 13 Августа 2001г.
Опубликовано 01:01 11 Августа 2001г.
Завтра, 12 августа, в печальную годовщину гибели атомной подводной лодки "Курск", в Петербурге, в Николо-Богоявленском (Морском) соборе пройдет панихида по погибшим морякам. Траурная церемония состоится и на Серафимовском кладбище. Будет и поминальный ужин, на который приглашены родственники членов экипажа затонувшей субмарины. Один из организаторов этих скорбных мероприятий - городской клуб моряков-подводников. Возглавляет его капитан 1 ранга Игорь КУРДИН. С ним встретилась корреспондент "Труда".

- В вашем послужном списке, Игорь Кириллович, служба на Северном флоте, дальние походы в нелегкой и ответственной должности командира АПЛ. Ответьте как опытный специалист: нужно ли поднимать "Курск"? На этот счет есть сомнения и у моряков, и у родственников погибших. В прошлом году было даже обращение с письмом к президенту Путину с предложением "дать отбой" на подъем лодки...
- Да, было такое письмо, составленное не без участия нашего клуба. Подписали его 78 человек, аргументировавших свою просьбу тем, что если уж поднимать, то все тела, а поскольку это невозможно, пусть Баренцево море станет их общей братской могилой. На флоте с давних времен существует традиция хоронить моряков в море. Однако в данном случае ситуация не столь однозначная. "Курск" покоится на глубине всего 108 метров в районе интенсивного судоходства и рыболовства. И что бы ни говорили о сверхпрочности атомных реакторов, которые на "Курске" заглушены, все равно затопленный реактор таит угрозу. Если мы имеем возможность поднять атомоход - надо его поднимать. Родственники погибших подводников сейчас считают так же. При этом они понимают, что от тех моряков, которые в момент взрыва находились в носовых отсеках, ничего не осталось...
- Поднять "Курск", насколько я понимаю, важно еще и для того, чтобы точно установить причину трагедии. Но можно ли будет сделать это без первого отсека, который останется на дне моря еще как минимум год?
- Об этом сейчас много толков, пересудов, разных предположений. Контр-адмирал Верич, комментируя на канале НТВ видеопленку, запечатлевшую часть корпуса затонувшей субмарины, обратил внимание на вмятину: это, мол, след какого-то внешнего воздействия.
Я не согласен с таким утверждением. С места гибели "Курска" за прошедший год поднято около 40 тонн его фрагментов, и больше всего как раз фрагментов первого, носового отсека. Все исследования проведены, и они не дают оснований утверждать, что было столкновение. Потому что в таком случае обязательно остались бы следы краски и металла от "встречного объекта". В истории военного флота была схожая история. В октябре 1986 года в Атлантике произошел взрыв на советской подлодке "К-219". На ее корпусе - а ей удалось всплыть - была глубокая борозда. Очень все походило на удар другой подлодки. Все так сразу и предположили - американской. Впоследствии, когда провели доскональное обследование, выяснилось, что борозда - след от сорванной взрывом крышки ракетной шахты, ее протащило по борту... Первый отсек сейчас не будут поднимать отнюдь не по причине "секретности". Просто после происшедших в нем взрывов отсек этот так сильно поврежден, что может не выдержать подъема и оборвется. Вся операция тогда насмарку! На мой взгляд, правильно, что его отрезают от основного корпуса. Впоследствии поднимут с меньшими техническими, материальными да, пожалуй, и психологическими затратами.
- Среди версий гибели подлодки звучит и такая - ошибка экипажа. Допускаете подобное?
- И самый подготовленный специалист, случается, ошибается. Мог ли ошибиться кто-то из экипажа "Курска? Безусловно. Но мы можем только предполагать и ждать выводов комиссии. И уж, конечно, не позволять себе таких заявлений, на какое сподобился недавно один уважаемый депутат Госдумы, объявивший на всю страну, что "к беде в Баренцевом море привели халатность и ошибка экипажа". Подобные голословные утверждения недопустимы.
- Вы сами-то верите, что истина будет когда-нибудь установлена и предана гласности?
- Примерно в 20 процентах подобных катастроф - с американскими, немецкими, французской, израильской подлодками - истинные причины ЧП так и остались неясными. Будем надеяться, что случай с "Курском" в это число не попадет. А насчет гласности... Общественное мнение у нас в стране набирает силу, официальная власть все больше считается с ним. Еще лет десять назад факт подобной трагедии постарались бы вообще скрыть. Нынче такое уже нереально. Благодаря влиянию общественности государством была оказана беспрецедентная для России помощь семьям погибших моряков. Никогда раньше вдовы, родители, потерявшие сына-подводника, не получали сразу столько всего - и деньги, и благоустроенное жилье, и путевки в санатории, на курорты.
- Да, но и это привело к неожиданному конфликту. Вдовы подводников, погибших в прежние годы, обиделись: им так не помогали, о них вообще забыли...
- Верно, приходили к нам в клуб эти пожилые уже женщины, не скрывали горечи: почему же нам - ничего?.. Сейчас могу сказать: комитет вдов АПЛ "Курск", действующий в Видяево, принял решение о выделении миллиона рублей из суммы, собранной для них самих, - и передать эти деньги вдовам других моряков. В этом я вижу реальное проявление морского братства. При этом все понимают, что трагедия есть трагедия, гибель людей - не восполнима.
КОММЕНТАРИЙ ВОЕННОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
По мере того, как операция по подъему затонувшего "Курска" близится к завершению, все больше вопросов возникает о том, что делать с искореженным взрывом атомоходом после запланированной постановки его в док заполярного поселка Росляково. "Труд" уже сообщал, что никто в мире пока не располагает технологией утилизации гигантских подводных лодок проекта 949А, к числу которых относится погибший крейсер. Тем более в данном случае, когда прочный корпус корабля деформирован до самой кормы. Соответствующие изыскания еще только поручены специалистам северодвинского завода "Севмаш". Но мало того. Вдруг выяснилось, что выделенных правительством России финансовых средств хватит только на подъем "Курска" и буксировку его в Росляково. На утилизацию погибшего корабля пока денег нет, и где их взять - неизвестно. А нужна сумма весьма внушительная - 65 миллионов долларов.
Остается надеяться, что в очередной раз заграница нам поможет. Об этом заявил генеральный директор ЦКБ морской техники "Рубин" академик Игорь Спасский. По его словам, посильную помощь в финансировании работ по утилизации атомохода намерен оказать международный фонд "Курск", созданный по инициативе голландского и российского правительств. Правда, сопредседатель фонда бывший министр обороны Нидерландов Виллем ван Экелен, в целом поддержавший эту идею, высказался осторожно. По его мнению, фонд должен ее еще проработать и обдумать, составить четкую программу.
Сергей Ищенко.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников