АЛЕКСАНДР ГУРНОВ: "КАТАНИЕМ НА ЛЫЖАХ ДЕНЕГ НЕ ЗАРАБОТАЕШЬ" STIT: ВЕДУЩИЙ "МЕЖДУНАРОДНОЙ ПАНОРАМЫ" ЗАНИМАЕТСЯ ТОЛЬКО ТЕМИ ДЕЛАМИ, ЧТО СУЛЯТ НАИЛУЧШИЕ П

Александр Гурнов - международник по призванию. После школы он окончил факультет журналистики МГИМО. Работал на радио в редакции вещания на США и Англию. Служил в Эфиопии лейтенантом-переводчиком, затем делал репортажи из России для Си-эн-эн. Был корреспондентом "Вестей" в Англии. Вернувшись на Родину, организовал службу "ТСН". Сейчас он руководитель и ведущий программы "Международная панорама" на канале РТР.

- Александр, вы были одним из тех, кто десять лет назад начинал Российское телевидение. Поработав со службой "ТСН" на ТВ-6, вы вновь вернулись в родные стены. Как случился переход?
- Довольно просто. С тех пор как началась перестройка, международная журналистика оказалась в загоне. Время от времени появлялись какие-то утилитарные программы, рассказывающие либо о курортах и отелях, либо о зарубежных скандалах. Но оценить ситуацию, в которой находится наша страна, не понимая общеполитическую ситуацию в мире, невозможно. Поэтому после того как ТВ-6 расторгло контракт с "ТСН", я предложил руководителю ВГТРК Олегу Добродееву выпускать "Международную панораму". Необходимость в такой передаче была, и он мое предложение принял. Весь международный отдел "ТСН" практически пришел на РТР вместе со мной. На сегодня наша программа - единственная в России специальная, серьезная передача о международной жизни. Я считаю, что подобного рода передачи являются индикатором того, насколько телевидение отвечает своему предназначению. Государственный канал обязательно должен иметь новостные программы, развлекательные, детские, музыкальные и, конечно же, программу, рассказывающую о событиях в мире. Когда-то, в советские времена, такая передача существовала на Гостелерадио, и то, что Российский канал теперь к ней вернулся, характеризует его как телевидение общегосударственное. "Международная панорама" - программа дорогая. Здесь не обойдешься камерой и двумя стульями. Кроме постоянных собкоров (их восемь), в ней задействованы еще и наши корреспонденты, которым необходимы заграничные командировки. Конечно, с точки зрения чистой прибыли панораму можно заменить какой-нибудь высокорейтинговой и недорогой "развлекаловкой". Но то, что "Международная панорама" все-таки уже почти год выходит в эфир, говорит о том, что канал РТР ведет правильную политику. Это огромный престиж для компании.
- Какой обычно рейтинг у "Международной панорамы"?
- Он приблизительно такой же, как средний рейтинг "Вестей". Но рейтинг - вещь относительная. Допустим, у нас он три процента. Кажется, что это совсем немного, но, с другой стороны, это значит, что нас смотрят три миллиона человек, интересующихся международной политикой, и подобной программы на другом канале они найти не смогут. Конечно, у развлекательных передач для так называемого "массового зрителя" рейтинг выше. Но очень важно соблюдать баланс. Любопытная вещь: на канале НТВ самый высокий рейтинг у новостных программ, а у РТР на "новостях" спад. Это не значит, что наши новости хуже, просто канал РТР воспитывает сейчас новую аудиторию.
- Ходят слухи, что вы вместе с Эдуардом Сагалаевым готовите совместный проект. О чем он?
- А было время, когда "желтая" пресса регулярно сватала меня певицам и даже принцессам... Мне вообще не известно ни о каком телевизионном проекте, которым бы сейчас занимался Сагалаев. Кстати, жаль, большая потеря для нашего телевидения. Я считаю его одним из самых талантливых телевизионщиков. Помимо "Международной панорамы", я занимаюсь Интернетом. В "ТСН" работали чрезвычайно талантливые компьютерщики, у нас был свой очень мощный сайт. Сейчас мы с партнером преобразовали его в сайт "presscenter.ru". Это небольшое интернетовское агентство, наподобие "lenta.ru", "gazeta.ru". В этот сайт мы привносим телевизионную составляющую. Например, стали постоянно проводить живые пресс-конференции. Хотим, чтобы наш сайт был продолжением телевизионной структуры. Я обсуждал это с Добродеевым и, кстати, с Сагалаевым. Может быть, именно это и породило слухи о совместном с ним проекте.
- Некоторое время назад совместно с Би-би-си вы делали программу "Точка опоры", в которой рассказывали о людях, сумевших добиться определенного успеха. А у вас есть формула успеха?
- Формула успеха, по-моему, в том, чтобы определить, что ты делаешь лучше всего и делать это лучше других. Из списка дел, которыми нам приятно и интересно заниматься, надо выбрать то, что сулит наилучшие перспективы. Существуют другие занятия, которые мне приятны не меньше журналистики, - например рисование. Но я знаю, что за приличные деньги мои картины никто не купит. Я очень люблю кататься на лыжах, но не стал профессиональным спортсменом, хотя, когда поступал в институт, был кандидатом в мастера спорта и соревновался на довольно высоком уровне. Но из сотен мальчиков, которые вместе со мной успешно занимались лыжами, деньги на этом заработали человека три. Я же стал заниматься журналистикой, которая мне тоже очень нравилась, а в свободное время рисовать и кататься на лыжах. Горы, снег, свежий воздух - что может быть лучше? Но за катание на лыжах мне приходится платить самому...
- На лыжах кататься все-таки успеваете?
- У меня маленький ребенок - младшему Саше Гурнову всего два года. Прошлой зимой из-за него выбраться никуда не удалось. В этом году, когда я ездил в Давос на экономический форум, то выкроил время и полдня покатался. Я и жену научил кататься. Надеюсь, в следующем году, если все будет нормально, поедем в горы втроем. Лыжи сыну я уже купил, и этой зимой он катался на них с горки в нашем дворе.
- Ваша жена тоже работает на телевидении?
- Нет, Ирина экономист. Она была менеджером в фирме моего приятеля, там и познакомились. Сейчас занимается воспитанием сына. Я считаю, это хорошо, что мы не работаем вместе. Когда прихожу домой, то попадаю в другую среду, и это прекрасно. Вместе с женой мы занимаемся сыном, обустраиваем квартиру. У каждого из нас есть своя жизнь, а дома мы рассказываем друг другу о прожитом дне.
- Ирина смотрит вашу программу?
- Смотрит не только она, но и маленький Сан Саныч... Ирина не очень любит политику, поэтому оценивает программу как нормальный зритель, причем зритель доброжелательный, и если замечает какие-то недостатки, то я всегда к этому прислушиваюсь.