ТУТ БОЛЬШЕ ПОЛИТИКИ, ЧЕМ ФЕНОЛА

Широкую огласку в СМИ (в том числе и в "Труде") получил так называемый фенольный скандал, уже традиционно возглавленный не так давно появившимся в городе "Комитетом защиты москвичей". Жители столичного района Метрогородок протестуют против проживания в домах, где в качестве утеплителей были использованы изоляционные материалы, пропитанные фенолформальдегидными смолами.

Фенольному мифу уже почти 15 лет. В 70-е это химическое вещество совершенно открыто использовалось при строительстве жилых домов, что не считалось вредным. Первые жалобы жильцов стали поступать в 1989-м, и тогдашний Моссовет принял решение о переселении жильцов проблемного дома по улице Открытое шоссе, 24. Несколько семей, кстати, от переезда отказались.
Решение Моссовета было принято скорее спонтанно, чем обдуманно. Тогда, на фоне пустых прилавков, люди отвлекались разными страшилками: слухи о крысах-мутантах в метро и гигантских чернобыльских овощах перемежались повальным увлечением населения гипнотизерами, "заряженной водой" и прочими чудесами. В ту пору байки о "домах-убийцах" не казались никому странными, и стали достаточным основанием для быстрого решения городских депутатов о перемещении квартиросъемщиков.
Второй раз городские власти подошли к проблеме серьезнее. В 2000 году правительство Москвы сформировало экспертную комиссию по проведению анализа содержания фенола и формальдегида в жилых помещениях. Анализ окружающей среды действительно выявил некоторое загрязнение, но была ли в этом вина самих домов?
Дело в том, что фенолоформальдегидная смола до сих пор используется при производстве древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, фанеры. То есть любая мебель, если она не сделана из цельной древесины, служит источником "фенольного фона", а именно такая мебель стоит в большинстве столичных домов.
Организация с громким названием "Комитет защиты москвичей" выдает, по сути, общеизвестные истины. Известно, что в столице, как и в любом другом крупном городе, экологическая обстановка не может быть ровной. Специалисты в этой области не раз составляли карты-схемы чистых и неблагоприятных московских районов. Большинство москвичей вынуждены платить за привилегию жить в мегаполисе и мириться с некоторыми издержками комфорта городского жителя. До сих пор не замечено "массового бегства" жителей за пределы Садового кольца, а уж где содержание вредных веществ и углекислого газа превышает норму, как не в Центральном округе. Не нужно обращаться к статистическим данным, чтобы узнать, что в городе люди и болеют чаще, и стрессу подвержены больше.
Почему же столь очевидные истины стали поводом для митингов и критики в адрес столичного правительства? Население легко напугать, а страх толкает его к действию и делает живым щитом политиков, лишенных привычной среды обитания в стенах парламента. В мирном урегулировании конфликтной ситуации и действительном разрешении вопроса они не заинтересованы, главное для них - возбудить эмоции. Когда Сергей Митрохин, один из тех, кто возглавляет "Комитет защиты", называет столицу одним из наиболее неблагополучных мест в России, то к этому явно популистскому лозунгу трудно отнестись всерьез. Если даже вообразить, что москвичи действительно являются самой несчастной и бесправной частью населения России, то для реальной помощи горожанам в экологических вопросах есть куда более честные и эффективные методы. Кстати, Митрохин был в составе Госдумы, когда та увеличила таможенные пошлины на иномарки, загрязняющие окружающие среду гораздо меньше наших "Жигулей". А ведь в сравнении с загазованностью столичного воздуха от отечественного автопарка "фенольная проблема" незначительна, если не сказать надуманна.
Вопрос этот решается проще. Ведь существуют определенные строительные нормы содержания различных веществ в облицовочных и прочих материалах. Есть сотрудники санэпиднадзора, которые занимаются контролем в этой области и к которым жильцы могут обратиться для проведения регулярной проверки своих квартир.