КУПАНИЕ НА ГРАНИ РИСКА

Лето сначала не слишком баловало москвичей, и едва пригрело солнышко - народ ринулся наверстывать упущенное. Купаются где попало - в городских фонтанах, в опасно загрязненных реках и озерах, прыгают с обрывов, рискуя врезаться в торчащие из илистого дна коряги. И тонут, калечатся, попадают в больницы. Нынешним летом в столице распрощались с жизнью уже 142 купальщика, сообщил нам руководитель штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Москвы Александр ЕЛИСЕЕВ.

Больше половины погибших были нетрезвыми. На втором месте в этом печальном списке - дети. Они, как правило, гибнут из-за неумения плавать. Среди других распространенных причин несчастных случаев на воде - нерасчетливо далекие заплывы, судороги от переохлаждения и переутомления, а также ныряние в незнакомых местах.
...На берегу Клязьминского водохранилища в выходные дни шумно и жарко. Спасатель Николай Ефремов патрулирует побережье на шлюпке. Неспешное плавание бывалого спасателя прерывает перепуганная женщина. Она машет с берега руками и кричит:
- Мой ребенок утонул! Он был на берегу, играл в песочек, а теперь его нигде нет!
По словам потерпевшей, мальчику шесть лет, одет в синие трусики. Женщина рыдает: "Отошла на пять минут за газировкой, а когда вернулась, его не было..." Ефремов не торопится бросаться в воду. С помощью громкоговорителя объявляет: "Егор Незванцев, тебя ждет мама, подойди к спасательной шлюпке". Через несколько минут мальчик появляется возле лодки с новым приятелем и торжественно показывает зареванной мамаше машинку: "Вот, я поменялся!"
Далеко не все истории заканчиваются оптимистично.
- Взрослые не следят за своими детьми, - сетует Ефремов. - Бывают и совершенно дикие случаи. Совсем недавно сотрудники Мещерской спасательной станции едва успели вытащить из воды десятилетнего мальчика, который чуть не утонул на глазах у родителей. Папа вместе с сыном заплыл далеко от берега, а потом отец вернулся назад, оставив ребенка в одиночестве. Папаша объяснил спасателям свое поведение "мудро": "Пусть растет настоящим мужчиной"...
В выходные в зоне отдыха в подмосковном Вострякове собирается до 20 тысяч купальщиков. По словам сотрудника столичного комитета по чрезвычайным ситуациям Игоря Ершова, здесь, как и на всех пляжах Москвы, редкие выходные обходятся без происшествий.
Как правило, спасатели обходятся своими силами: они умеют делать массаж сердца и искусственное дыхание. Но в позапрошлое воскресенье не обошлось без "скорой": нетрезвый "герой", решивший переплыть водоем, потерял сознание. Пришлось вызывать "скорую" и реанимировать пловца. При этом его подгулявшие дружки мешали работать врачам, лезли к приятелю и "острили": "Толян, вставай, пошли еще выпьем!"
Бюджету города каждый такой откачанный "герой" обходится в сумму от 2,5 до 4 тысяч рублей, не считая затрат на медобслуживание. А за каждого спасенного купальщика работники всех 25 спасательных станций столицы чаще получают не медали, а денежные премии в размере должностного оклада.
- Топятся и по собственной воле, - рассказал спасатель-водолаз 1 категории Николай Маслов. - Неделю назад поздним вечером во время дежурства заметил дамочку, которая с виду спокойно разделась прямо напротив спасательной станции, сняла кольца и серьги и пошла в воду. Нырнула и не вынырнула. Я бросился за ней. Вытащил ее через полторы минуты. Она рыдала у меня на плече и кричала, что не надо было ее спасать: жизнь все равно кончена. Оказывается, ее бросил любимый. "Можете ему позвонить и сказать, что я утопилась и уже умираю?" - спросила она в довершении "спектакля". Когда узнала, что делать это я лично не собираюсь, потребовала найти оставленные на берегу ювелирные украшения...
Более 80 процентов погибших утонули в водоемах, где спасательных станций нет, купаться запрещено. Чтобы водоем был признан безопасным для купания, его дно должно быть очищено от мусора, на пляж завезен песок, тенты, раздевалки, зоны купания ограничены буйками, а на берегу установлены щиты со спасательными кругами. Кроме того, на водоеме должны работать спасатели и медики. Поскольку это требует немалых затрат, большинство водоемов остаются "дикими".
- Местной администрации легче поставить табличку "Купаться запрещено", чем привести водоем в порядок и оборудовать зону отдыха, - говорит Геннадий Дерюгин, контр-адмирал запаса, председатель Московского городского совета РООПСВОД. - Но народ все равно купается где придется. Наши спасатели-добровольцы патрулируют и "дикие" пляжи. В этом году выставлено 49 постов, в основном там, где нет спасательных станций. С южной стороны Борисовских прудов, например, купаться запрещено, но там по выходным уйма народу.
Принимать водные процедуры в Москве (как и в других городах) следует осторожно не только из-за риска утонуть. Большая часть рек и прудов в черте города кишит бактериями. Чистыми и вполне безопасными признаны Левобережная зона отдыха, Тропарево, Химки-2, а также Бездонное озеро и Серебряный Бор.