"РАЗБОР ЗАПЛЫВОВ И НЫРЯНИЙ"

Едва завершилась эпопея со спасением у берегов Камчатки терпевшего бедствие глубоководного аппарата АС-28, как министр обороны Сергей Иванов, наблюдавший за операцией, пообещал скорый "разбор заплывов и ныряний". В соответствии с этим указанием по факту нештатной ситуации, возникшей 4 августа на батискафе АС-28, возбуждено уголовное дело. Заместитель прокурора Тихоокеанского флота полковник юстиции Роман Колбанов осторожен в оценках. Посетовав, что некоторые центральные СМИ исказили смысл его высказываний, "ерничали по поводу моих слов", он принял решение не давать комментариев до завершения следствия. Однако для "Труда" сделал исключение.

- Как известно, основанием для возбуждения уголовного дела по статье 293 ч.1 УК РФ ("Халатность") стала доследственная прокурорская проверка. Что же усмотрели в действиях флотских начальников следователи?
- Дело возбуждено не в отношении конкретных должностных лиц, а по факту происшествия.
- Батискаф не был готов к глубоководному погружению?
- Готов или нет - предстоит установить одной из экспертиз. Всего их намечено 12. В эти дни специалисты тщательно обследуют сам батискаф, который находится на борту спасательного судна "Георгий Козьмин".
- Вы будете проверять финансирование аварийно-спасательной службы флота?
- Обязательно. Надо выявить, куда уходили деньги, выделенные на оснащение спасательной службы. Поэтому в комплекс прокурорских мероприятий входит исследование технического состояния всех спасательных средств Тихоокеанского флота. Кроме того, назначена судебно-медицинская экспертиза для установления возможных последствий нештатной ситуации для членов экипажа АС-28.
- Если ваши проверки выявят виновных и среди находящихся на самом высоком уровне флотских начальников, будут ли против них возбуждены уголовные дела? Ведь немало адмиралов и за гораздо большие проступки отделывались лишь испугом. Например, флотоводцы, которые продали за рубеж в 90-х годах вполне боеспособные корабли по цене металлолома, так и не наказаны.
- По мере установления нарушения законов в деятельности конкретных воинских должностных лиц будут приниматься правовые решения об их ответственности и уголовном преследовании. По указанию Главного военного прокурора для расследования возбужденного уголовного дела создана следственная группа в составе 20 прокурорско-следственных работников.
Предстоит выяснить, например, почему о тяжелой ситуации с батискафом в бухте Березовая стало известно лишь спустя сутки. Причем объявили об этом не флотские начальники, которые тщательно скрывали информацию. Одна из жен подводников позвонила на Камчатскую радиостанцию "Радио-3" и сказала, что мини-подлодка, на борту которой ее муж, терпит бедствие. Только после этого флотское начальство вынуждено было признать сей факт.
Кстати, есть информация о том, что в интересах секретности некоторые предлагали пожертвовать подводниками.
КОММЕНТАРИЙ ВОЕННОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ:
Судя по всему, прокуроры обнаружат немало нарушений при проведении работ в бухте Березовой. Прежде всего - погружение батискафа по правилам возможно лишь при условии, что на случай чрезвычайной ситуации на борту судна-носителя есть в запасе второй такой же. На спасательном судне дублер АС-28 был, но неисправный. Не в лучшем техническом состоянии оказался и сам попавший в аварию аппарат. Во всяком случае, по сенсационному откровению командующего Тихоокеанским флотом адмирала Виктора Федорова, моряки в течение трех лет безуспешно добивались его ремонта на заводе-изготовителе. О том же - неожиданные признания жены исполнявшего обязанности командира АС-28 капитан-лейтенанта Вячеслава Милашевского: тяжелые происшествия, скрытые командованием, случались с этим батискафом и раньше. По ее словам, он горел, во время одного из погружений лопнуло стекло иллюминатора.
А главное высказал находившийся на борту батискафа заместитель главного конструктора ЦКБ "Лазурит" Геннадий Болонин: "Этот аппарат вообще не предназначен для тех работ, которые мы на нем выполняли". Оказывается, именно для такого рода погружений "в свое время" было закуплено импортное оборудование, "но его уже два года не могут ввести в строй".
Закуплено, надо полагать, после гибели на Северном флоте атомной подводной лодки "Курск". Мы вообще тогда много чего закупили на почти 30 миллионов долларов. Только все это оказалось почти бесполезным, когда тонул АС-28. Как рассказал "Труду" полковник Александр Островский, автор нескольких телевизионных фильмов о наших водолазах, из Канады, например, за 20 миллионов долларов привезли 8 нормобарических скафандров HHS-1200. В них можно быстро погрузиться на глубины до 365 метров (батискаф, напомню, трое суток ждал помощи в 200 метрах от поверхности). В скафандре есть и модуль связи, и автономное питание, и кусачки, способные резать кабели. Даже если водолаз в HHS-1200 сам окажется на дне в критической ситуации, он способен под водой ждать помощи около двух суток. При этом тот же адмирал Федоров утверждает, что его водолазы способны работать не глубже 60 метров. Почему? Оказалось, для тех самых чудо-скафандров надо было приобрести еще и специальное спуско-подъемное оборудование, а на нем решили сэкономить. Опять хотели, как лучше?