ПРОТОКОЛ БЕЗ ПРОКОЛОВ

"Один раз, в 1993 году, мы с Ельциным решились приземлиться в Кремле на вертолете. Сели на Соборную площадь и поняли, что никогда больше этого делать не будем. Такой грохот стоял! Без показаний приборов стало ясно, какой ущерб может причинить резонанс кремлевским строениям. И мы от этой шальной идеи тогда отказались..."

Это строки из книги бывшего шефа кремлевского протокола Владимира Шевченко "Повседневная жизнь Кремля при президентах". Описанная картинка показывает, в каких поисках и ошибках рождалось то, что называют новым российским протоколом.
Сегодня это уже определенные и четкие правила проведения переговоров, торжественных церемоний, приемов высоких гостей, поездок по стране, визитов главы государства в зарубежные страны. С другой стороны, "протоколом" в Кремле называют слаженную команду людей, которая эту и иную работу президента помогает ему выполнить не только эффективно, но, если хотите, эффектно. На уровне мировых стандартов.
Нынешний руководитель президентского протокола Игорь Щеголев интервью не дает и книжек о протокольных тонкостях не пишет. Но свое видение этой "кухни", безусловно, имеет.
ВАШ ВЫХОД, ГОСПОДИН ПРЕЗИДЕНТ!
Для журналистов кремлевского пула появление руководителя протокола часто служит сигналом, что сейчас выйдет президент. Но мало кто знает, что за несколько дней до этого выхода служба протокола провела в стране, куда наносится визит, или в российском регионе всю необходимую работу. Задача "протоколистов" - организовать мероприятие так, чтобы все работало на главную идею, которую вкладывает в него президент. Будь это зарубежная поездка, посещение воинской части, встреча с ветеранами или учеными. Повестка дня, состав участников, документы - забота управлений международной, внутренней политики. А где и как этих людей рассадить, в каком порядке они будут выступать и многое другое - дело протокола, и передовая группа должна обо всем договориться с принимающей стороной. В тесном контакте с сотрудниками протокола в передовой группе работают представители пресс-службы и службы безопасности.
Американцы шутят: если дать волю службе безопасности, то они привезли бы президента куда-нибудь глубокой ночью, посадили его в танк, а танк доставили в банк и заперли в сейфе, чтобы с ним ничего не случилось. А работники администрации заинтересованы, по их словам, в том, чтобы глава государства "приехал в город среди белого дня, сел в открытый кабриолет и по дороге пообщался с максимальным количеством людей". Насчет кабриолета, конечно, шутка. Владимир Путин, как известно, ездит в бронированном лимузине, а по стране часто на микроавтобусе в окружении автомобилей охраны и связи.
"ЧУЖОЙ СТРАНЫ ЯЗЫК И НРАВЫ..."
Зарубежные визиты бывают государственными, официальными и рабочими. Владимир Путин, по мнению сотрудников кремлевского протокола, "больше тяготеет к рабочему формату". И не любит пышных церемоний. Неудивительно, что протокольная служба стремится поездку сделать более лаконичной. Считается победой, если официальный визит удается заменить рабочим, смокинг - темным костюмом, а пышный букет - дружеским рукопожатием. Естественно, когда это никак не задевает принимающую сторону - "протоколу" хорошо известно, что президент с огромным уважением относится к церемониальным традициям других стран и требует этого от своей службы.
Например, когда в 80-х годах, вскоре после покушения на Рональда Рейгана, американцы отказались от поездки в открытой карете - одного из обязательных атрибутов государственного визита в Великобританию - королева отрезала: "Не будет кареты - не будет и государственного визита". Правда, 20 лет спустя она уже не была столь непреклонной: Буш-младший подъехал к Букингемскому дворцу в своем многотонном "бушетранспортере".
Владимир Путин подобного себе не позволяет. В Лондоне он проехался в открытой карете. А на сабантуе в Казани так же просто надел на голову тюбетейку.
"БАТТЕРФЛЯЙ" НА ПАРКЕТЕ
Когда встретиться неформально, "без галстуков" предлагает принимающая сторона за рубежом, протокол просто предупреждает об этом Путина. И тогда, как, например, в Кемп-Дэвиде на встрече с Бушем, наш президент вышел к прессе в темном костюме с темной рубашкой. Так он часто одевается и в поездках по России - водолазка под пиджак зимой, рубашка-поло - летом. Но даже такая малая протокольная вольность некоторым другим президентам, как, например, Жаку Шираку, не по вкусу. Очень чинный глава Франции не готов был показаться без галстука даже в сочинской резиденции Путина "Бочаров ручей". Что и продемонстрировал, выйдя к журналистам на лужайку при полном, что называется, параде. Хозяин, понятно, вынужден был соответствовать. Может быть, для Ширака снять галстук - такое же усилие, как для Путина облачиться во фрак?
Англичане иногда держат пари: в костюме какого цвета появится на очередной церемонии их королева. Это их нравы. Россиян же цвет костюма президента, думаю, мало занимает. Другое дело - выступление Владимира Путина в стиле "баттерфляй", или, говоря по-русски, с бабочкой. В нашей стране, где подавляющее большинство населения фрак и смокинг видели только в кино, публику интересовало иное: как он там, во фраке-то? Причем понятно, что перещеголять здесь королевский двор невозможно. Как в случае с пресловутым английским газоном. Сам Путин свой фрачный выход во время государственного визита в Великобританию оценил сдержанно:
- Ну, я так, побыл... и удовольствия большого мне это не доставило.
НА СЛУЧАЙ ВСТРЕЧИ С НАРОДОМ
Что делать службе протокола в российских регионах? Президент прилетает, его встречают в аэропорту местные руководители и везут показывать достижения в промышленности и сельском хозяйстве. Какие проблемы? Но, оказывается, и здесь надо все организовать - от встречи у самолетного трапа до проводов. Иначе многочисленные чиновники, желающие общения с президентом, могут превратить рабочую поездку в кошмар.
Намного сложнее такая "простота", как импровизированное общение лидера страны с народом. Тут уже не скажешь: пусть придут те, кто должен быть в первых рядах по протокольным правилам.
Недавно в Челябинске, где Путин пошел общаться с горожанами на центральной улице, обозреватель "Труда" наблюдала, как вокруг него тут же образовалась толпа. "Протокол" в этом случае, как говорится, отдыхал. Работы добавилось службе безопасности.
КРЕАТИВНЫЙ ЧАЙ
Зарубежные визиты президента, как правило, проходят очень быстро. Там, где обычно программа рассчитана на два дня, Путин управляется меньше чем за сутки. Вечером прилетел, на следующий день после обеда попрощался. Не везде же такие жесткие правила, как в Британии. Кремлевские "передовики" уверяют, что можно и за день уложиться с визитом, если, конечно, прилететь рано утром. Правда, для этого президенту придется вылететь ночью, поспать в самолете...
Иногда, впрочем, так и происходит. Скажем, после визитов в Чили и Бразилию и ночного перелета президент день провел в Лиссабоне на переговорах с руководством Португалии.
Надо ли президенту знать правила протокола, если у него есть целое управление, которое за это отвечает?
Конечно, руководитель протокола знакомит президента с определенными нюансами той или иной встречи, с особыми пожеланиями и обычаями принимающей стороны. Обычно это происходит по дороге, в самолете, например. Но даже самые строгие протокольные рамки в Кремле стараются делать гибкими. "Мы, как портные, которые шьют не на стандартный размер, а на конкретную фигуру, индивидуально", - шутят "протоколисты".
Другими словами, протокол - дело еще и творческое. Но главный "креативщик" - сам президент. Когда он встречается с подчиненными и обсуждает серьезные вопросы, четко определенные повесткой, то не любит разводить посиделки с чаем. Так проходят, например, еженедельные совещания с членами правительства, заседания Совета безопасности. А если обстановка предполагает более живое общение, где требуется создать атмосферу, располагающую к непринужденному обмену мнениями, то тогда, конечно, Путин просит подать чай с печеньем, плюшками. А с журналистами бокал пива или вина может выпить. Нечасто такое случается, но бывает. Правда, протокол здесь уже ни при чем.
Кстати, насколько учитывает протокол гастрономические пристрастия политиков при организации зарубежных визитов и поездок по России? Оказывается, об этом хорошая протокольная служба никогда не забывает. Но кремлевской команде в этом смысле повезло. Президент Путин не привередлив: никогда не отказывается от того, чем угощают. Помнится, в Калининграде очень хвалил копченого угря, а на Сардинии - пасту.
ГДЕ УЧАТ ТАКИМ ПРЕМУДРОСТЯМ?
Шефу протокола 39 лет, и родился он не в сорочке, а, кажется, сразу в костюме с галстуком. И дело, наверное, не в том, хороший ли костюм, а в том, что он становится как бы частью человека, второй кожей. Недаром известный итальянский дизайнер советует, прежде чем появиться в новом костюме на люди, поваляться в нем, может, даже поспать. Словом, привыкнуть, обносить. "Только, прежде чем отправляться потом к президенту, костюм стоит все-таки погладить, - смеются в Кремле и добавляют: - Если увидите молодого человека, легко бегущего в темной двойке, словно в спортивном костюме, то это, скорее всего, сотрудник нашего протокола".
Специальности "протокол" в российских, да и в зарубежных вузах не учат, хотя на факультетах международных отношений спецкурсы на эту тему читают. Поэтому при наборе на работу в президентский протокол предпочтение отдается энергичным молодым людям, владеющим иностранными языками, - мидовцам, выпускникам дипломатических академий, МГИМО, ИСАА. Но главный "протокольный" критерий - чувство меры, здравый смысл.
А когда просишь нынешнего шефа протокола привести пример протокольного прокола в новейшей кремлевской истории, он улыбается:
- Моим самым большим проколом было бы... рассказать вам об этом.