ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО ОЛИГАРХА

После выхода на экран блокбастера "Авиатор" все теперь знают, что был, оказывается, такой эксцентричный американский олигарх - Говард Хьюз. Ставил рекорды воздухоплавания, снимал кинофильмы, менял бесчисленных любовниц из числа самых красивых "звезд" и "звездочек", первым в Америке заработал миллиард долларов, а, в конце концов, свихнулся.

Но, во-первых, играющий его Леонардо Ди Каприо, инициатор и продюсер фильма, похож на Хьюза, как котенок на льва, а во-вторых, биография по-своему гениального человека толкуется вкривь и вкось. Правильно поступила Американская академия киноискусства, не присудив "Оскара" ни Ди Каприо, ни самой ленте.
За кадром остался тот факт, что россияне впервые услышали о летающем олигархе и увидели его лицо в газетах еще в 1938 году. Он тогда на специально оборудованном "Локхиде-14" летел, по чкаловскому выражению, "вокруг шарика", побивая все рекорды. Парижа он достиг вдвое быстрее Чарльза Линдберга. А оттуда взял курс на Москву, где был принят радушно, накормлен лучшим образом, и Сталин лично прислал ему большущую банку икры: до "холодной войны" было еще далеко, американцы поставляли на стройки пятилеток оборудование и инженеров.
В России эта кругосветка могла бы и закончиться. Из Якутска, где "Локхид" заправлялся, планировалось вылететь ночью, но из-за непредвиденных задержек поднялись в воздух днем. Летели на высоте семи тысяч футов и вдруг увидели прямо перед собой отвесную гору, хотя карта утверждала, что самая высокая гора здесь достигает лишь 6500 футов.
Потом все прояснилось: русские-то карты мерили метрами. И если бы Хьюз летел в темноте...
На родине, куда он, обогнув "шарик", вернулся через 3 дня 19 часов 8 минут и 10 секунд (абсолютный рекорд!) его ждала триумфальная встреча.
К тому времени на его счету было уже пять авиационных рекордов, а на экранах шла самая дорогая по тем временам лента (3,8 миллиона долларов), не только финансировавшаяся, но и поставленная им. "Ангелы ада" рассказывала о летчиках первой мировой войны, для съемок воздушных боев Хьюз купил 78 самолетов и дирижабль - ничего подобного в кино прежде не было. За время съемок, длившихся три года, кино стало звуковым, и фильм пришлось переснимать заново - он как раз и сел сам за штурвал в первый раз. Чуть не ставший и последним: небольшой биплан разбился, Хьюз чудом остался жив, отделался сломанной челюстью.
Такое чудо с ним в жизни происходило еще трижды: самолеты бились, другие люди гибли, а его вытаскивали из-под обломков живым.
Ничем, кроме везучести, нельзя объяснить неуклонный рост его богатства. Ведь сам он никогда бизнесом не занимался и даже не интересовался. Деньги его интересовали только как источник средств для осуществления его фантазий. Финансовый фундамент заложил его отец Говард Хьюз-старший, прирожденный механик и предприниматель, который получил патент на специальный бур - инструмент, произведший переворот в нефтедобыче. Он основал в Хьюстоне завод бурового оборудования, и деньги потекли к нему в карман. А 19-летний сын смог унаследовать от него почти миллион долларов. По нынешней котировке это что-нибудь около ста миллионов.
А еще до того, 16-летним, Говард-младший всесторонне познакомился с миром кино. Его мать умерла, обожавший ее отец был в трансе, и за воспитание племянника взялся брат отца Руперт, работавший в Голливуде сценаристом. Он и провел Говарда по студиям, познакомил с Чаплиным и другими кумирами. Молодой человек "заболел" всем, что связано с кино. Позже, составляя план жизни, он записал, что хочет стать самым лучшим в мире продюсером. А, кроме того - лучшим в мире пилотом.
В Голливуде он и попытался соединить две мечты в одну. Всю хозяйственно-финансовую сторону доверил случайно найденному помощнику - Ною Дитриху, настоящему финансовому магу и волшебнику. И это, конечно, была главная удача олигарха. Это он в последующие 32 года превратил владения Хьюза в настоящую империю, в которой были заводы, отели, казино, авиакомпания, киностудии, многое другое. А "император" занимался киносъемками, проектированием самолетов и романами с экранными знаменитостями.
Такого букета красивых и знаменитых любовниц (сплошь обладательницы "Оскаров") больше, пожалуй, не было ни у кого.
Первой стала Кэтрин Хэпберн, потом - Бэтт Дэвис, Джейн Рассел, обладательница легендарного бюста, для которого Хьюз спроектировал особый бюстгальтер, Джин Петерс - на ней он женился, но жил отдельно. И, наконец - первая красавица всех голливудских времен Ава Гарднер, бросившая после недолгого замужества Фрэнка Синатру.
Можно подумать, что Хьюз-младший был невероятно обаятельным, чарующим ловеласом, нравившимся одинаково женщинам и мужчинам. Ничего подобного. Им нравилось его могущество, его властность, уверенность в том, что ему ни в чем нет преград и запрета. Это было обаяние силы, за которой не стояло ничего, кроме безбрежного эгоизма и тщеславия. Он всю дорогу прошагал по людям, подминая их, ломая их жизни. Беспощадно отшвыривал любого, кто ему смел не угодить. Ноя Дитриха, своего доброго гения, он после трех десятилетий верной службы уволил только за то, что тот осмелился попросить, помимо зарплаты, долевого участия в им же обеспеченных прибылях.
Столь же "душевно" он расставался и с другими ближайшими соратниками. После своей смерти в апреле 1976 году Хьюз оставил два миллиарда долларов, но ни жены, ни детей, ни друзей, ни просто кого-то, кто мог искренне сказать о нем доброе слово. Судьба вообще жесточайше наказала этого везунчика. Последнее двадцатилетие он страдал микробоманией. Они, микробы, чудились ему везде - на дверных ручках, на тарелках, на фруктах, в молоке... Жил он в отелях, плотно занавесив окна, не допуская к себе никого, общаясь с людьми лишь по телефону.
Но деньги никого еще не спасли от смерти. Пробил и час Хьюза - в темной комнате отеля в Акапулько, где он на собственном проекторе по семь раз подряд крутил одну и ту же картину. Окружавшие его невидимые помощники решили, что он не должен умереть в чужой стране - начнутся неисчислимые проблемы. Его самолетом доставили в Хьюстон, где местное отделение ФБР зарегистрировало первого миллиардера как труп N76-92.