ВАРИАНТ "КРЕПКИЙ ОРЕШЕК-2"

В мировой практике известны случаи, когда террористы пытаются "убить двух зайцев" - захватить аэропорт, получив в свои руки не только самолеты, но и средства связи, управления воздушным движением. Подобный вариант имел место в блокбастере "Крепкий орешек-2".

Правда, пока такое случалось только в странах третьего мира, где правят "банановые режимы". А вот, например, в России попытки взять штурмом аэропорты всегда заканчивались провалом. В октябре 2005 года федеральные войска успешно отбили атаку боевиков на подступах к аэропорту Нальчик. Как потом признал организатор крупномасштабной террористической акции Шамиль Басаев, операция сорвалась "благодаря российской разведке". В июле 1994 года террористы на автобусе "Икарус" с 41 заложником безуспешно пытались прорваться на взлетно-посадочную полосу и к зданию аэропорта Минводы.
Однако специалисты все же допускают вероятность "нежелательного развития событий". Но при этом уверены, что захват лишь одного пункта управления воздушным движением не даст серьезных преимуществ террористам. "Все экипажи проходят специальную подготовку и знают, что говорить, как действовать в таких случаях, - рассказал нам заместитель директора по режиму Московского центра управления воздушным движением Алексей Гладышев. - Существует множество способов распознавания "свой-чужой". Авиадиспетчеры тоже постоянно инструктируются и отрабатывают в учебном режиме действия в чрезвычайной ситуации. Естественно, готова действовать в ЧС и непосредственно служба безопасности. Но даже если террористам все-таки удастся прорваться и захватить авиадиспетчерский пункт, они недолго смогут пользоваться эфиром и средствами навигации". Другими словами, пилоты, распознав "чужого", перейдут под управление другого центра управления воздушным движением, а захваченный канал в эфире быстро "заглушат".