02 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76


АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ: "ВСЕ МЫ ПЛЕННИКИ"

Заозерская Анжелика
Статья «АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ: "ВСЕ МЫ ПЛЕННИКИ"»
из номера 147 за 11 Августа 2008г.
Опубликовано 01:01 11 Августа 2008г.
На открытии кинофестиваля "Окно в Европу" был показан фильм Алексея Учителя "Пленный". Эта картина уже получила приз за лучшую режиссуру на Международном кинофестивале в Карловых Варах. В эксклюзивном интервью "Труду" Алексей Учитель рассказал о том, что побудило его обратиться к больной теме войны в Чечне.

- Почему вы отказались представить свою картину на Первом Международном кинофестивале "Ноев Ковчег", который в июне проходил в городе Грозном? Говорят, что у вас очень просили этот актуальный для чеченского форума фильм.
- Я хотел участвовать со своей новой картиной в крупном международном кинофестивале, каким "Ноев ковчег" пока не является. Поскольку фильм может быть представлен в конкурсной программе только одного международного кинофестиваля, то мой выбор пал на Карловы Вары. Мне приятно, что "Пленный" получил высокую профессиональную оценку на этом престижном мировом киносмотре.
- Военная тематика в последнее время привлекает самых именитых российских режиссеров: Никиту Михалкова, Алексея Балабанова, Александра Сокурова. Почему вы захотели присоединиться к их числу?
- Я прочитал повесть Владимира Маканина и был поражен силой и необычностью этого произведения. Не стану скрывать, что меня подкупил особый и новый взгляд на войну в Чечне. Сразу же стал звонить Владимиру Семеновичу с предложением экранизировать его произведение, хотя на положительный ответ не очень-то и рассчитывал. К моему удивлению, Маканин не только дал добро на экранизацию, но и согласился стать автором сценария фильма. Но я снимал фильм не о войне, а об отношениях между людьми, попавшими в экстремальную ситуацию. Мне нравится делать фильмы, герои которых находятся или в критической ситуации, или в так называемой пограничной. Причем не так важно, балерина попала в этот "коридор", как происходит с Ольгой Спесивцевой в "Мании Жизели", или солдат в моей новой картине "Пленный". Согласитесь, интересно проследить, как человек сумеет выйти из кризиса, сохранит ли он свое лицо.
Еще мне хотелось понять, почему столько политиков, несмотря на все доводы разума, стремятся развязать войну. Мне казалось, после всего, что в течение многих лет происходило в Чечне, после всех уроков и выводов, сделанных из этой мучительной войны, подобное уже невозможно. Увы, я ошибался. Началась новая война - между Грузией и Осетией, безумие какое-то.
- Вы сами бывали в экстремальных ситуациях?
- Однажды всю нашу съемочную группу в прямом смысле слова едва не съели хищники. Это было в Мозамбике, в лагере для беженцев. Так вот эти бедные голодные люди сначала прокололи шины нашей машины, а потом бросились нас окружать, чтобы захватить в плен. Я предложил абсурдный выход - навести на этих беженцев камеры с объективами, чтобы те приняли их за оружие. Так с помощью смекалки нам удалось спастись. После этого мы выпили водки, чтобы расслабиться.
- История о двух российских солдатах, взявших в плен молодого чеченского боевика, почти мальчишку, и непреднамеренно убивших его, - голая правда или же художественный вымысел?
- Владимир Маканин говорил мне, что подобное часто случается во время всех войн, а значит, эта история - интернациональная. Но для меня пленным был не только чеченский парень, а все герои фильма, включая наших солдат. Более того, все мы пленники обстоятельств, условий, политиков, правительств, режимов... Может быть, из-за того, что плен - везде и всюду, я не стал очень сильно привязывать этот фильм к войне в Чечне. Кстати, его съемки проходили не в Чечне, а в Крыму, и я сознательно пошел на это, чтобы несколько абстрагироваться от конкретного места и конкретных событий. К тому же я не хотел подвергать опасности актеров и всю съемочную группу.
- Хотя бы для любопытства увидели своими глазами Чечню?
- Нет, в Чечне я никогда не был. Зато хорошо знаком с чеченским народом, который уважаю. Не секрет, что плохих народов не бывает: везде есть хорошие люди и плохие, правые и неправые. И чеченцы, ставшие боевиками, и наши солдаты - в большой степени заложники исторической и политической ситуации.
- Говорят, вы уже приступили к съемкам новой картины. Это так?
- На днях начнутся съемки большой картины с условным названием "Густав". Вопреки своему правилу я пригласил в будущий фильм команду очень знаменитых актеров - Владимира Машкова (на главную роль), Сергея Гармаша, Армена Джигарханяна и еще одну известную немецкую актрису. Раньше я не снимал в одной картине больше двух знаменитостей. Интуиция режиссера мне подсказала, что на этот раз неплохо было бы собрать в одной картине самых ярких звезд нашего кино.
- Тогда как в фильме "Пленный" все актеры - дебютанты... Почему?
- На этот рискованный шаг я пошел намеренно, преследуя одну-единственную цель: добиться того, чтобы зритель воспринял историю, рассказанную в фильме, как правду, как жизнь, а не как кино. Для этого нужны были новые актеры, которых зритель раньше не видел, дабы избежать каких-либо сравнений и ассоциаций. Исполнителей главных ролей - Вячеслава Грекунова и Петра Логачева - я нашел во Владивостоке и Орле. Ираклий Мцхалая, сыгравший роль пленного чеченца, - и вовсе выпускник одной из средних школ Москвы. Как мне кажется, этих молодых актеров ждет большое будущее в кино.
прокат
УБИТЬ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ
В основе фильма "Пленный" - повесть Владимира Маканина "Кавказский пленный". Только в отличие от Толстого Владимир Маканин пленником сделал чеченского парня (его сыграл выпуск-ник московско-грузинской школы Ираклий Мцхлая), а двух русских солдат (в ролях дебютанты - Вячеслав Грекунов и Петр Логачев) поставил перед испытанием - распорядиться судьбой пленного. Взяв мальчика себе в качестве проводника, двое наших успевают проникнуться к нему симпатией. Но в финале именно тот солдат по кличке Рубаха, который стал питать к юному чеченцу братское чувство, душит его до смерти, боясь, что тот закричит и позовет на помощь своих.
ДОСЬЕ
Алексей Учитель, режиссер
Родился 31 августа 1951 года в Ленинграде в семье режиссера-документалиста Ефима Учителя.
В 1975 году окончил ВГИК, работал на Ленинградской студии документальных фильмов.
В 1990 году основал свою киностудию "Рок".
Режиссерским дебютом Учителя стал фильм "Мания Жизели".В 2000 году он получил "Нику" и был номинирован на "Золотой глобус" за фильм "Дневник его жены". В 2001-м получил звание народного артиста России. За фильм 2005 года "Космос как предчувствие" получил главный приз XXVII ММКФ - "Золотого Святого Георгия".


Loading...








В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников