Александр Велединский приплыл наконец в Кейптаунский порт

Фестиваль в Выборге открылся фильмом, который был задуман еще 20 лет назад

По традиции, перед открытием кинофорума «окно в Европу» состоялось торжественное шествие всех участников и гостей фестиваля по улицам и набережным Выборга. Сотни кинематографистов, среди которых оказались популярные актеры Андрей Мерзликин, Юрий Кузнецов, Юлия Ауг, Евгений Ткачук, режиссеры Сергей Снежкин, Гарри Бардин, Вячеслав Сорокин, знаменитый оператор Сергей Астахов, под аккомпанемент оркестра прошли от гостиницы «Дружба» до кинотеатра «Выборг Палас». Звездную делегацию на всем пути следования приветствовали тысячи жителей Выборга, которые вот уже более четверти века радуются возможности первыми смотреть у себя в городе новинки российского кино.

Во время торжественной церемонии открытия президент фестиваля Армен Медведев воздал должное Савве Кулишу, Станиславу Ростоцкому, Микаэлу Таривердиеву, Марлену Хуциеву, которые стояли у истоков Выборгского киносмотра. Отдельным мотивом церемонии открытия стало посвящение нынешнего фестиваля памяти драматурга и режиссера Геннадия Шпаликова. Прозвучали его знаменитые стихи и песни, были показаны фрагменты из фильмов, поставленных по его сценариям.

А дальше было новое, сегодняшнее кино, по которому так скучают современные зрители. Во всяком случае, кинозал был забит в этот вечер под завязку. Дружными аплодисментами встретили зрители фильм Гарри Бардина «Болеро 17» – 15-минутную анимационную притчу о порыве человека к свободе и любви. Потом пришло время игрового кино.

Первой конкурсной лентой стала новая работа Александра Велединского «В Кейптаунском порту». Сценарий фильма режиссер написал почти 20 лет назад, но все эти годы не мог найти финансирование для своего артхаусного, но при этом высокобюджетного проекта. Съемки в итоге начались три года назад. На нынешнем фестивале режиссер представил практически завершенный фильм, который еще нуждается в технической доводке. Будет проведена цветокоррекция, доработан звук, иными станут финальные титры.

Обо всем этом искренне поведал режиссер, который пообещал в ноябре окончательно завершить фильм. На сегодняшний день этому мешают съемки другого фильма – 8-серийного сериала «Обитель» по одноименному роману Захара Прилепина. Главную роль в сериале играет Евгений Ткачук, он же занят и «В Кейптаунском порту» – наряду с десятками, если не сотнями других актеров из России (это Владимир Стеклов, Сергей Сосновский, Виталий Кищенко, Юрий Кузнецов, Александр Робак, Виталий Хаев), Великобритании, США, ЮАР.

«В Кейптаунском порту» – это история о том, как прихотливо переплетаются судьбы трех персонажей – Пахана, Морячка и Салажонка, встретившихся в роковой для себя день в 1945 году на Сахалине. А дальше будет путешествие во времени – вплоть до 1996 года, и по географическим широтам: Питер, Крым, наконец Кейптаун, песенка о котором задала фильму сюжет, тон, стилистику.

Кино получилось замысловатое, чем-то напоминающее мировые хиты – «Облачный атлас» Тома Тыквера, Лилли и Ланы Вачовски, «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту – с одной стороны, и иронические, абсурдистские саги Квентина Тарантино с другой. Многим вспомнится «Расемон» писателя Акутагавы и режиссера Акиры Куросавы. «В Кейптаунском порту», как и шедевр японского мастера, отчетливо доносит мысль о вековечной борьбе добра и зла, о вариативности восприятия одного и того же события, о прихотливом многообразии жизни, о непознаваемости, в конечном счете, истины.

Однако, боюсь, двухчасовой фильм Велединского, перегруженный сложно переплетенными сюжетными линиями, калейдоскопом лиц, пейзажей, мелодий, кинематографических и литературных аллюзий, не будет понят зрителями до конца. Через все это неискушенной публике не так-то легко продраться. Хотя лично мне было интересно разгадывать, расшифровывать, разглядывать эту изысканную кинематографическую мозаику. Но за всех не поручусь.