Кто поможет Казахстану вернуть беглые миллиарды?

Тема возврата коррупционных денег крайне чувствительна и для Казахстана, и для всех постсоветских республик

На днях Фонд Нурсултана Назарбаева подал иск против американского издания Journalism Development Network, специализирующегося на громких расследованиях. Ответчиком по делу является эта некоммерческая (а значит, непредвзятая?) «Сеть развития журналистики» из Балтимора, которая создана для освещения тем, связанных с организованной преступностью и коррупцией.

В статье JDN, опубликованной 19 января, сразу после массовых беспорядков в Казахстане, рассматриваются четыре благотворительных фонда, носящих имя первого президента Казахстана, общие активы которых Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) оценил в 7,8 млрд долларов. Но ведь само по себе это не состав преступления, а, скорее, целевое домысливание интриги.

Пресс–секретарь Фонда Назарбаева категорически опроверг причастность Елбасы к любой незаконной деятельности и заявил, что он никак не мог использовать активы фонда, поскольку это противоречит уставу. Не приводя документов, в статье обвинили экс-президента в коррупции, приватизации госимущества в интересах олигархов и выводе денег в офшоры. Это происходит на фоне того, что его преемник на посту Касым- Жомарт Токаев сосредоточен на том, чтобы вернуть в страну деньги беглого олигархата, осевшего за рубежом…

Появление в США публикации от «независимого антикоррупционного фонда» (связанного с OCCRP) можно расценить как искусственное раскручивание темы и подталкивание нынешнего руководства Казахстана на конфронтацию с прошлым и настоящим. Тема возвращения «беглых миллиардов» становится рычагом воздействия на Нур-Султан.

По словам министра иностранных дел Казахстана Мухтара Тлеуберди, Казахстан сегодня выстраивает новый этап отношений с США, а основой взаимовыгодного сотрудничества являются регулярные встречи высокого уровня. Не так давно делегация Генпрокуратуры республики во главе с первым заместителем генпрокурора Тимуром Ташимбаевым в ходе рабочей поездки в США провела встречи с руководством Департамента юстиции и специалистами ФБР, сообщила Kazpravda.kz. После этого делегация поработала с представителями проекта Всемирного банка StAR Initiative (Инициатива по возвращению похищенных активов). От Всемирного банка была высказана поддержка усилий Казахстана по возврату преступно выведенных за рубеж средств, в том числе в офшорные юрисдикции.

В ходе встреч Ташимбаев рассказал звездно-полосатым коллегам о создании нового органа по борьбе с высокой коррупцией – Межведомственной комиссии по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов. Цель ее – возврат финансов, незаконно выведенных из страны. Кстати, именно Вашингтон на всем постсоветском пространстве навязал своим подконтрольным протеже создание «независимых от власти антикоррупционных структур» и активно использует их против неугодных политиков.

Тема возврата коррупционных денег и для Казахстана, и для всех постсоветских республик крайне чувствительная. Беглые олигархи имеют привычку тащить неправедно нажитые тенге, сомы, леи и рубли на Запад. Там отмытые миллиарды оседают уже на евро, фунтовых и долларовых счетах, а также в недвижимости на Лазурном берегу, в Куршевле и Лондоне, превращаются в мега-яхты и прочие дорогущие «радости жизни». По разным оценкам за период независимости из Казахстана утекло от 85 до 168 млрд долларов, из которых 53 млрд с 2010-го по 2021-й – в Нидерланды, на Кипр, Кайманы и Сейшелы. Из подлежащих взысканию в 2022 году 282 млрд тенге взыскано лишь 3,7 млрд. Теперь «Запад поможет», отдав застрявшие в его юрисдикции активы?

Но как вернуть эти миллиарды, ведь решение об их блокировке принимают западные суды, правительства и парламенты? Представители Департамента юстиции США заверили Ташимбаева в поддержке и «готовности оказать казахской стороне содействие в поиске и возврате преступных активов из США в Казахстан». «Стороны пришли к взаимному мнению, что только слаженными совместными усилиями можно вести эффективную борьбу с транснациональной организованной преступностью и отмыванием преступных доходов», – обрадовались в Генпрокуратуре РК. А что в обмен?

Приглашение и итоги визита руководства Генпрокуратуры за океан свидетельствуют о твердом желании американцев наращивать связи с казахстанскими правоохранительными структурами. Штаты умело играют на важной для Нур-Султана теме возврата незаконно вывезенных из республики средств, расширении сотрудничества в расследовании уголовных преступлений, содействии казахам в борьбе с киберпреступностью. Вообще-то США с трудом находят повод для принудительного вовлечения Казахстана в антироссийскуую коалицию. А тут острая, важная для власти в республике тема коррупции «предыдущего режима». Что ж ее не раскрутить для вовлечения Токаева в орбиту своего геополитического противостояния с Кремлем?

Первым кандидатом на репатриацию, по этой логике, должен был бы стать засевший в Париже зять Назарбаева Мухтар Аблязов, по некоторым оценкам, умыкнувший 7,5 млрд долларов из БТА Банка еще в 2009 году. Но хитрый Мухтар, приговоренный заочно на родине еще и за убийство бизнес-партнера Ержана Татишева в 2004-м, изображает себя борцом с «тоталитаризмом» и «промосковским режимом Назарбаева-Токаева». С точки зрения США такой человек может быть им полезен. Ведь в 2019-м он уже готовил свержение режима тестя, а в январе 2022 года призывал ввести санкции против родной страны и готовился стать ее лидером.

Согласно расследованию Paris Match, возможное решение суда предоставить казахстанскому олигарху убежище беспокоит французских политиков. Они опасаются, что если CNDA разрешит Аблязову остаться в стране, это ухудшит их отношения с Казахстаном, который является важным экспортером урана в о Францию. Исковой срок по репатриации истек. Но США, которые по щелчку пальцев добились от «независимой французской юстиции» экстрадиции россиянина Винника, могут через свое посольство помочь вернуть и Аблязова с его миллиардами в родную Алма-Ату. Только одна деталь: для этого руководству Казахстана, видимо, придется пересмотреть весь комплекс союзных отношений с Москвой, ШОС и ЕАЭС.

Нур-Султан вряд ли может рассчитывать на серьезную поддержку американцев в глубоком сотрудничестве в правоохранительной сфере. В Вашингтоне не заинтересованы в реальном расследовании «преступлений «предыдущего режима», члены которого имели связи с самими США. Истинные цели Белого дома ограничиваются созданием рычагов давления на Казахстан и постепенного отхода республики от участия республики в ЕАЭС и ОДКБ. Казахстанским правоохранителям было бы логичней наладить сотрудничество в указанных сферах с Москвой, у которой есть наработки в розыске скрывающихся в разных странах капиталов. Даже в нынешних санкционных условиях содействие РФ в вопросе возврата больше отвечает интересам дружественной республики.