ЛИЦЕДЕИ СОБИРАЮТСЯ В СВОИХ ДОМАХ-ТЕАТРАХ

В сентябре большинство московских театров открывают новый сезон. Каким он будет для 250 больших и малых коллективов? О творческих планах каждого из них можно узнать, попав на сборы трупп.

Признаюсь, очень интересно наблюдать за любимыми артистами в "своей" среде. Ну а по тому, кто из высокого начальства приходит на эти ристалища, можно определить, под чьим патронажем находится тот или иной театр.
Уже давно известно, что мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков - "отец и благодетель" всех театров, но пока он соизволил отложить свои важные дела только ради встречи с любимой труппой Ленкома, высказав предположение, что Марк Захаров и дальше продолжит удивлять публику своим искрометным юмором и необычным, свойственным только ему "выпендрежем". Наверное, без Григория Горина Захарову это будет делать сложнее, но жизнь есть жизнь... И для начала необходимо выпустить обещанный спектакль по его пьесе "Шут Балакирев" в главной роли с молодым артистом Сергеем Фроловым и опытным Олегом Янковским в роли царя. Исхудавший во время съемок собственного фильма Олег Иванович напомнил высокому гостю, что на следующий год Ленкому исполнится 75 лет, поэтому московскому правительству надо уже теперь готовиться к этой знаменательной дате. Шутки, шутками, но, к сожалению, и этот театр неприятности не обходят стороной. Назначенный на 6 сентября спектакль "Город миллионеров" пришлось временно снять из-за болезни главного исполнителя Армена Джигарханяна, недавно перенесшего операцию на сердце. Поэтому открыли предъюбилейный сезон нестареющими "Королевскими играми", где так замечательно раскрылся талант молодого Александра Лазарева, сына знаменитых родителей: Александра Лазарева - старшего и Светланы Немоляевой.
Издательство "Центрполиграф" тоже подсуетилось к началу открытия сезона популярного коллектива и выпустило пятитысячным тиражом книгу "Театр Ленком", которая разошлась по Москве за три дня.
Не менее уважаемый в столице другой Театр имени Маяковского под руководством метра отечественной режиссуры Андрея Гончарова сегодня переживает особые трудности. В основном они связаны со "звездунами", так назвал своих коллег Эммануил Виторган, недавно потерявший свою жену - актрису этого же театра Аллу Балтер.
Приглашенный из Театра имени Гоголя Сергей Яшин будет здесь ставить французскую пьесу "Мой век", а Леонид Хейфиц - "Нахлебника" Ивана Тургенева. Борис Щедрин тоже обратиться к русской классике и осуществит свой давнишний проект "Дядюшкиного сна" Федора Достоевского в главных ролях с Ольгой Яковлевой и Николаем Волковым. Небезызвестный публицист Александр Гельман, на какое-то время ушедший в тень, сейчас пишет инсценировку по роману Хемингуэя "По ком звонит колокол" для Андрея Гончарова. А единственная в труппе женщина- режиссер Татьяна Ахрамкова, давно неравнодушная к переводам Виталия Вульфа драматургии Теннеси Уильямса, поставит его раннюю пьесу "Не о соловьях" с участием Александра Фатюшина, Александра Ильина и Амалии Мордвиновой, по непонятным причинам расставшейся с Марком Захаровым. Ничего не было сказано на сборе труппы о ближайших творческих планах Натальи Гундаревой, необыкновенно похудевшей и похорошевшей от этого в последнее время. Злые языки поговаривают, что она переходит во МХАТ имени Чехова к Олегу Табакову, а ее муж Михаил Филиппов остается у Гончарова. Пока это только слухи, и, как на самом деле обстоят дела у известной актрисы, мы узнаем позже - ЗО сентября, когда соберется коллектив недавно ушедшего от нас Олега Ефремова.
Судя по тому, что в конце прошлого сезона во многих театрах репетировались спектакли с расчетом показать их сейчас, в сентябре, октябре - русская и зарубежная классика вновь будет лидировать на подмостках.
Так, в Театре Моссовета Леонид Хейфиц заканчивает работу над "Вишневым садом" Чехова с участием Ольги Остроумовой и Георгия Тараторкина. А Павел Хомский замахнулся на пьесу всех времен и народов "Король Лир" Вильяма Шекспира. Все надеются, что заглавную роль доверят Сергею Юрскому, мастеру русской школы психологического перевоплощения, в последнее время выступающего только в антрепризе.
Надо сказать, что в наше непростое для искусства время все-таки каждый московский коллектив пытается сохранить свою индивидуальность и художественный стиль. Кому-то это удается, а кому-то не очень, но вот театр "Эрмитаж" в этом смысле ни с кем не перепутаешь. Михаил Левитин, помимо режиссерского дара обладает еще и писательским мастерством, а недавно у него прорезался еще и музыкальный талант. Его приверженность к творчеству Даниила Хармса, Исаака Бабеля, Александра Введенского рождает удивительно смешные, трогательные и парадоксальные спектакли. Видимо, под их впечатлением Михаил Жванецкий решил написать для театра пьесу и посмотреть, что из этого получится. А пока З0 сентября "Эрмитаж" приглашает зрителей на премьеру "Белая овца" по повести своего любимого Даниила Хармса "Старуха".
Итак, первый театральный сезон нового тысячелетия постепенно набирает обороты, но особенно театрам раскачиваться некогда. В конкуренции с другими видами искусства лицедеям надо не только выжить, но и преуспеть, чтобы люди увидели "небо в алмазах".