ЧТОБЫ ГРАНИЦЫ НЕ СТАЛИ БАРЬЕРАМИ

Новые границы, разрезавшие бывшую территорию Союза, осложнили, естественно, экономические, духовные, да и чисто человеческие связи. Вот уже десятилетие страны Содружества ищут наиболее оптимальные формы сотрудничества. Год назад Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация и Таджикистан подписали соглашение о взаимных безвизовых поездках своих граждан. Как сегодня можно оценить этот опыт? Стали ли границы более "прозрачными"? В ситуации попытался разобраться наш корреспондент.

Напомним: документ дает право гражданам государств, подписавших "соглашение пятерки", свободно въезжать и выезжать, следовать транзитом друг к другу и пребывать на территориях этих стран. Это не значит, что люди могут пересекать рубежи в любом месте. Для этого - специальные пункты пропуска. У "путешественников" должны быть документы, оформленные в соответствии с национальным законодательством. Наличие отметки в паспорте о гражданстве - обязательно.
Соглашение (своеобразный эксперимент) предусматривает вероятность "особых случаев". Так, каждое из государств может ввести временные ограничения на "безвизовость" и даже выйти из соглашения, если возникнут некие чрезвычайные обстоятельства, угрожающие безопасности страны, общественному порядку или здоровью населения.
- Надеюсь, что такое не случится, - сказал сотрудник отдела политического сотрудничества исполкома СНГ Юрий Усатый. - А без таких договоренностей Содружество попросту задохнется. Ведь ежегодно его границы пересекают "суммарно" свыше 40 миллионов человек...
Тут нельзя не вспомнить и Соглашение о безвизовом передвижении граждан СНГ по территории его участников, подписанное в Бишкеке еще 9 октября 1992 года. Оно, к сожалению, не получило должного правового "обрамления", и Россия вынуждена была выйти из договоренностей, заключив с государствами Содружества двусторонние соглашения.
"Соглашение пятерки" эти недостатки устранило, сохранив главное - возможность взаимных безвизовых поездок. Но почему же его заключили только пять государств? Политики и дипломаты объясняют это разноскоростным характером интеграционных процессов в каждой из стран Содружества, а также некоторыми особенностями в подходах стран к этим процессам.
Впрочем, Россия подписала двусторонние соглашения о взаимном безвизовом передвижении и с теми государствами, которые не вошли в "пятерку". Исключение представляют Туркменистан и Грузия, с которыми у России - визовый режим пересечения границ. В первом случае инициатором такого порядка выступил Ашхабад. Впрочем, и в этом случае лица, имеющие двойное гражданство (то есть России и Туркменистана), могут посещать обе страны без виз.
С Грузией какого-либо соглашения нет, визовый режим введен 5 декабря 2000 года. Как проинформировали нас в МИДе России, "наша сторона еще в начале 2000 года предложила грузинским партнерам заключить соглашение, предусматривающее визовый режим взаимных поездок граждан по частным делам, в целях туризма, работы, учебы, постоянного жительства... Однако понимания с грузинской стороны не встретила. Исходя из гуманитарных соображений, правительство РФ приняло решение продлить на период переговоров с грузинской стороной безвизовый порядок пересечения российско-грузинской границы жителями Абхазии и Южной Осетии". Переговоры идут регулярно, но с переменным успехом. Тем не менее удалось договориться "о введении с 23 августа этого года безвизового пересечения границ через пункты пропуска "Верхний Ларс" - "Казбеги" для жителей Северной Осетии-Алании (Российская Федерация) и Казбегского района (Грузия) для посещения на срок до 10 суток упомянутых территорий".
Ну а как выполняется "соглашение пятерки"?
Джурахун Курбанов, второй секретарь посольства Республики Таджикистан в РФ, в беседе с нашим корреспондентом отметил, что это "очень хороший" документ: "Он позволяет не превращать границы СНГ в непреодолимые барьеры, - сказал дипломат. - СССР распался, но между его бывшими гражданами остались человеческие связи, деловые отношения. Многие таджики, например, обосновались в России. Представьте, какими муками сопровождались бы их встречи и поездки друг к другу при визовом режиме".
Я поинтересовался, не "содействует" ли такая свобода передвижения контрабанде? "Безвизовый режим, - заметил он, - вовсе не отменяет таможни и таможенного досмотра товаров".
Тем не менее, по его словам, есть и сложности. Скажем, граждане Таджикистана, которые живут и работают в России, нередко имеют паспорта 1974 года, но у них нет прописки или вида на жительство. Они считаются лицами без гражданства, и когда возвращаются на свою родину, их не пропускают через границу. "Люди вынуждены обращаться к нам в посольство, а мы - оформлять дополнительные документы", - сказал Д. Курбанов.
На эту же проблему обратили внимание и в посольстве России в Киргизии. По словам дипломатов, к ним поступают многочисленные жалобы на действия представителей таможни, пограничников, милиции Казахстана при пересечении этой республики транзитом по железной дороге гражданами как Киргизии, так и России.
- Их могут высадить и задержать на том основании, - подчеркивает заведующий консульским отделом посольства РФ в Киргизии Юрий Шаталов, - что они предъявляют паспорта старого образца - 1974 года или в них отсутствует прописка, временная регистрация. Выдвигаемые требования не соответствуют действующим нормативам и соглашениям.
И все же, как уверен Шаталов, "безвизовый режим выполняет важную позитивную, связующую функцию".
Александр Соколовский, второй секретарь посольства Республики Беларусь в Российской Федерации, считает, что безвизовое соглашение "пятерки" не только узаконило свободное передвижение граждан, к чему стремится цивилизованное человечество, но и реально помогает культурному, научному, деловому сотрудничеству.
- Мы такие соглашения не можем не поддерживать, - сказал он. - Люди еще недавно жили вместе, строили города, производили продукты, товары - и вдруг оказались по разные стороны границ. Недаром от 75 до 90 процентов населения Белоруссии, по разным опросам, осуждают Беловежские соглашения и выступают за возрождение на новых основаниях Союза, качественное углубление интеграции...
При этом, по мнению Александра Соколовского, вовсе не следует забывать о надежной охране внешних границ, которые должны быть достаточно "прозрачными", но не превращаться в "проходной двор".
В консульской службе МИД Казахстана сообщили, что соглашение свидетельствует о более высоком и активном уровне интеграционных процессов в государствах Европейско-Азиатского экономического сотрудничества. Оно соответствует инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева "О десяти простых шагах навстречу простым людям", в котором звучит призыв упростить межгосударственные отношения и передвижения граждан на всем пространстве СНГ. "Реализация соглашения, - подчеркивают собеседники, - не требует дополнительных финансовых и иных затрат с чьей-либо стороны, зато выгода очевидна".
Как видим, несмотря на отдельные издержки, можно констатировать: "Соглашение пятерки" работает если и не на "пятерку", то обнадеживающе плодотворно. Минусы есть, но они поправимы.