ДЕМОКРАТИЯ ПО-ТАИЛАНДСКИ

Недавно в Бангкоке завершилось судебное разбирательство, едва не стоившее кресел правительству страны. Дело слушалось в конституционном суде, а обвиняемым был не кто иной, как премьер-министр Таиланда Таксин Чинноват, вступивший на этот пост всего несколько месяцев назад. Обвиняли премьера в том, что около пяти лет назад, переходя из крупного бизнеса в политику, он умышленно не полностью задекларировал свою собственность и доходы.

Позиция обвинения было довольно шаткой: "забытые" Таксином несколько миллионов долларов - не такая уж значительная сумма для человека, занимающего восемнадцатое место в списке богатейших людей мира, а новая редакция закона о декларации доходов, равно как и Положение о конституционном суде были приняты вместе с новой конституцией в 1997 году, уже после того как Таксин Чинноват успел побывать лидером политической партии и вице-премьером.
Однако вопреки зазвучавшим во время избирательной кампании обвинениям в адрес Таксина Чинновата, его поддержало подавляющее большинство населения.
Последние пятнадцать лет (за исключением недолгого времени после военного переворота 1991 года) Таиланд уверенно шел к либеральной демократии. Конституция 1997 года, в соответствии с которой принимался и новый закон о выборах и положение о деятельности конституционного суда (созданного в стране впервые), была названа экспертами самой демократичной в истории Таиланда. А первые выборы по новой конституции, прошедшие в начале этого года, создали еще одну демократическую сенсацию: националистическая партия "Тхай рак Тхай" (Тайцы любят Таиланд), созданная Таксином Чинноватом за полтора года до выборов, завоевала на них более половины парламентских мест, став первой в истории страны политической партией, получившей уверенное большинство в парламенте. Это лишило оппозицию всякой возможности поднять вопрос о вотуме недоверия новому правительству. Фактически победа обеспечила правительству Таксина полный четырехлетний срок пребывания у власти и хороший шанс одержать верх на следующих выборах.
Вот тут-то и было выдвинуто обвинение в сокрытии доходов. В случае принятия судом решения о виновности Таксина только что избранному премьер-министру грозило пятилетнее отлучение от политической деятельности. В стране развернулись широкие дискуссии. Возник парадокс - политик, поддерживаемый подавляющим большинством избирателей, вошел в противоречие с демократической конституцией. Многие месяцы вся политика правительства, как внешняя, так и внутренняя, проводилась с оглядкой на шансы премьера в конституционном суде.
Россияне привыкли к тому, что Таиланд - место, куда те, кому позволяют средства, ездят зимой отдохнуть, поразвлечься, встретить Новый год. Но Таиланд - это не только Паттайя, остров Самуй, Пхукет и другие курорты. Это еще и шестидесятимиллионное население, современная промышленность (в том числе - электронная и автомобильная), развитое сельское хозяйство (первое место в мире по экспорту риса, до 30 процентов мирового производства фруктовых соков), довольно мощные вооруженные силы, центральное географическое положение в Юго-Восточной Азии. У Таиланда своя, достаточно последовательная внешняя политика, которая после окончания "холодной войны" стала значительно более самостоятельной. Нынче эта страна - одна из ведущих в Ассоциации стран Юго-восточной Азии (АСЕАН) и, как и ее соседи по региону, испытывает значительные неудобства в связи с назревающими противоречиями между США и Китаем: оба эти государства - давние и крупные партнеры Таиланда.
Одной из причин массовой поддержки, полученной Таксином на выборах, было то, что программа его партии пронизана духом "конструктивного национализма" в противовес предыдущему правительству Демократической партии Чуана Ликпхая, которое привело в страну МВФ и, по мнению многих, уж слишком было послушным по отношению к США.
Таксин Чинноват, бывший подполковник полиции, доктор криминологии, после ранней отставки за десять лет построивший огромную телекоммуникационную империю "Чинноват Корпорейшн", сумел впервые в истории страны собрать под свои знамена националистов разных мастей. Среди его сторонников - и переметнувшиеся к нему демократы, и правые националисты, и бывшие коммунисты, еще четверть века назад боровшиеся против центрального правительства с оружием в руках. Объединяет этих людей не только харизма Таксина-миллиардера. Особенно привлекательны его способности менеджера, сумевшего построить свою бизнес-империю, его прагматизм и приверженность национальным интересам Таиланда, пусть даже в какой-то степени в ущерб сложившемуся в годы "холодной войны" военно-политическому союзу с США. Многие убеждены, что именно такой человек в условиях, когда тяжелейший экономический кризис только-только отступил, должен стоять у кормила власти, ведя страну самостоятельным курсом.
Конституционный суд восемью голосами против семи оправдал премьера. Здешние аналитики отреагировали на это по-разному, сходясь в одном: "дело Таксина" четко продемонстрировало, что демократия в Таиланд пришла всерьез, а для правительства настало время реализации предвыборных обещаний.