11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ СТАНЕТ ЛИ РОССИЯ "КСЕРОКСНОЙ" ФЕДЕРАЦИЕЙ?

Петров Александр
Статья «НЕ СТАНЕТ ЛИ РОССИЯ "КСЕРОКСНОЙ" ФЕДЕРАЦИЕЙ?»
из номера 161 за 11 Сентября 2002г.
Опубликовано 01:01 11 Сентября 2002г.
Самарская губернская Дума готовится к рассмотрению очередного протеста Генеральной прокуратуры по поводу несоответствия Устава региона федеральному законодательству. Это далеко не первый случай. Создается впечатление, что регион слишком далеко зашел в законотворчестве и без нажима "сверху" не желает возвращаться в русло федерального законодательства. Так ли на самом деле? На этот и другие вопросы нашего корреспондента отвечает губернатор Самарской области Константин ТИТОВ.

- Такое впечатление не соответствует реальному положению дел. Процесс возвращения "блудных" регионов в рамки федерального законодательства, который начат по инициативе президента Владимира Путина, я считаю своевременным и необходимым. Без этого не может быть сильного демократического государства.
Самарская область приняла ряд законов, более, на мой взгляд, эффективных, чем аналогичные федеральные законы. Взять хотя бы закон, разрешающий куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Вся земля у нас в виде паев давно уже принадлежит тем, кто на ней работает. Но крестьянин не мог распорядиться своей собственностью: скажем, подарить пай сыну или заложить в банке, чтобы на ссуду построить новый дом. Разве это правильно? Так что наш областной закон был продиктован самой жизнью, и вскоре это подтвердили на федеральном уровне, когда приняли такой же нормативный акт.
У нас нет местных законов, которые не соответствовали бы экономическим и политическим интересам области, всей России. К примеру, закон об инвестициях. Благодаря ему мы смогли привлечь в сельское хозяйство области сотни миллионов долларов, успешно реализуем зерновой, картофельный и другие проекты. Урожай овощей в ряде хозяйств Ставропольского и Сызранского районов уже превышает уровень тех европейских государств, технологию которых мы используем. А ведь в этом законе при желании можно найти повод для прокурорского протеста. Нашли же зацепки в другом - об особых экономических зонах...
- Те, что были созданы в Чапаевске и Похвистневе?
- Да. Чапаевск - это сложная экология, высокий уровень безработицы. Ситуация в Похвистневе ненамного лучше. Но мы за короткий срок создали здесь семьсот новых рабочих мест. Это не потребовало бюджетных средств, но позволило произвести продукции почти на миллиард рублей. Однако прокуратура возражает, хотя Конституция России не препятствует субъектам Федерации в создании таких зон. Откройте книгу, написанную председателем Конституционного суда Маратом Баглаем. В ней говорится, что вопрос о разграничении полномочий по созданию экономических зон не получил прямого разрешения в Основном Законе страны. Следовательно, их вправе создавать и субъекты Федерации, и сама Федерация. Особые экономические зоны есть в Санкт-Петербурге, Татарстане, в Московской области, Волгограде... Но в Самарской области они почему-то прокуратуре не нравятся.
- И чем же закончилась эта история?
- Я обратился с письмом к президенту России Владимиру Путину, в котором изложил свои предложения. Решено включить соответствующую норму в проект готовящегося закона о поддержке депрессивных территорий. Таким образом пробел в законодательстве будет заполнен, экономические зоны в регионах получат официальный статус. Только когда это будет? А нам работать надо сейчас.
Вообще замечу, что большинство протестов прокуратуры носят популистский характер. Опротестовываются решения советов народных депутатов конца 80-х - начала 90-х годов, многие из которых нигде не публиковались и не применялись. Или те нормативные акты, которые мы сами признали утратившими силу. Опротестовываются также местные законы, по которым уже идет работа с целью устранения противоречий с федеральным законодательством. Мы активно сотрудничаем с комиссией Дмитрия Козака по разграничению полномочий региона и центра. Но эта работа не делается с наскока, требует немало времени. Однако прокурорское "творчество", похоже, не знает пределов. Один из протестов связан с экспериментом в сфере образования. Закон никак не был нарушен, но прокуратуре не понравилось словосочетание "образовательные округа". Ладно, заменили на территориальные управления. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось. Сам эксперимент позднее был одобрен президентом, по распоряжению председателя правительства Михаила Касьянова ему недавно придан государственный статус.
Или вот еще. Есть у нас в уставе понятие "народ Самарской губернии". И разъяснение, что это часть народа России, проживающая на данной территории. Иначе говоря, это не этническая и не политическая общность, претендующая на суверенитет. Наша логика основывается на принципах федерализма, заложенного в Конституции страны. Федеральная власть формируется всем народом России, власть субъекта Федерации - народом, проживающим на его территории. Но, по логике Генеральной прокуратуры, источником государственной власти нашей области является весь народ Российской Федерации. Отсюда, выходит, депутаты губернской Думы представляют не население, которое их избирает, а также весь народ России. Но это же абсурд!
- Все же, полагаю, прокуратура руководствуется добрыми побуждениями...
- Да, но важны не благие намерения, а результат. Вот график рассмотрения дел в Верховном суде. Девять из десяти - это протесты прокуратуры. Между тем люди, остро нуждающиеся в судебной защите, вынуждены ждать, пока решится спор о том, нужно ли заменить в законе какой-нибудь области одно слово другим. Да и наша губернская Дума последние полтора года большую часть времени тратит на рассмотрение протестов прокуратуры. Возникает вопрос: что, у нас уже нет проблем с преступностью? Да сколько угодно! Но чтобы раскрыть преступление, нужна длительная, незаметная и тяжелая работа. А внести протест гораздо проще, к тому же общественный резонанс обеспечен. Не в этом ли причина широко развернувшейся "протестной" деятельности?
Сегодня любое решение региональных властей может быть опротестовано по незначительным и формальным признакам. Но так мы можем превратить Россию в "ксероксную" Федерацию, где законодательные собрания всех регионов будут слово в слово копировать нормативные документы центра.
- Извечный вопрос: что делать?
- Отстаивать федеративные принципы управления государством, права регионов, предоставленные Конституцией. Главенство федеральных законов не подлежит сомнению, и там, где есть какие-то несоответствия, их нужно устранять. Но эта работа должна проводиться без дешевого популизма, шумихи, гонки за "высокими" показателями.
По тем протестам, которые у нас вызывают сомнения, мы добиваемся экспертизы в ведущих научно-юридических учреждениях страны. Если потребуется, обратимся в Конституционный суд страны...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников