ЛАСТИК ДЛЯ ПАМЯТИ

29-летний доктор медицины из Израиля Марк Айзенберг из Института высшей нервной деятельности Вайзманна на днях потряс мир сенсационным сообщением: ему с коллегами, как утверждал медик, удалось разработать новый принцип управления работой мозга, дающий возможность стирать из него определенные воспоминания - ощущения страха, утраты и горя... Для того, чтобы стать счастливым, нужно только применять препарат, разработанный израильскими учеными.

Открытие имеет долгую предысторию. Люди ищут способ избавления от неприятных воспоминаний с тех пор, как осознали их навязчивую природу. И почти с тех же самых пор доказывают самим себе, что память - это крест, который необходимо нести. Ученые, историки и философы посвятили этой проблеме десятки трудов: от древнегреческого мыслителя Платона до польского фантаста Станислава Лема, обобщившего свои размышления в повести "Солярис". В психологии даже появился термин - "эффект Соляриса" - относящийся к людям, терзаемым неприятными воспоминаниями.
Напомним: мыслящая планета-Океан имела странную способность материализовать самые болезненные воспоминания землян, лишая их сна и покоя. Вместо того, чтобы изучать Солярис, они денно и нощно боролись с химерическими созданиями, которыми кишмя кишела станция. Вывод оказался непростым, но однозначным: человек не может быть свободным от груза собственной памяти. Избавившись от него, он теряет самого себя.
Ученые не теряли времени на философские споры, а продолжали настойчиво искать "эликсир" от "ненужных" фрагментов памяти. Синтезировались психотропные препараты, притупляющие чувство тревоги. Казалось, еще немного - и медицина победит.
- Речь идет не о нравственных категориях, а о болезненных переживаниях и фобиях, с которыми необходимо бороться, - пояснил нам ведущий научный сотрудник Института высшей нервной деятельности РАН, доктор биологических наук Леонид Смольный. - Есть кошмары, которые настолько прочно поселяются в подсознании, что не дают жить и работать. О "ложной памяти", повергающей человека в крайне вредное, болезненное состояние, говорили еще Ницше и Фрейд.
Великий основатель психоанализа, правда, не подозревал, что, кроме психологических причин, у этого процесса есть и физиологическая основа. К такому выводу пришли лишь в 50-е годы прошлого века. Проблемой памяти вплотную занялись биологи: у подопытных крыс вырабатывали стойкий рефлекс - например, боязнь резкого звонка, - а затем стирали эмоцию электрошоком. Оказалось, что если дать разряд сразу же, ощущение страха моментально забывается. А вот если несколько запоздать - сохраняется навсегда. Так возникло понятие кратковременной памяти, которой можно управлять, и памяти долговременной, нестираемой. Попутно была высказана гипотеза, что память имеет молекулярную природу. В Российском институте мозга уже в начале 60-х годов была разработана теория о том, что серое вещество синтезирует особый белок, благодаря которому мы и способны что-либо запоминать. Но тогда никто не знал, можно ли на этот белок влиять.
Ответ появился совсем недавно. В ходе совместных исследований немецких и российских ученых наконец удалось отчасти расшифровать химические механизмы управления памятью. Открытие израильских коллег стало продолжением их работы.
По словам Леонида Вениаминовича, в ходе лабораторных экспериментов над крысами удалось выяснить, что эмоциональное состояние страха запечатлевается у животных в маленьком отделе мозга, именуемом миндалиной. Оказывается, именно она и отвечает за формирование чувства страха. Стимуляция миндалины вызывает растущее ощущение ужаса, и за определенным ее порогом наступает смерть животного от разрыва сердца. А вот если вводить в миндалину вещество анизомицин (препарат, блокирующий синтез белка), то страх как бы "консервируется", не успевая перейти в долговременную память. Подобное состояние длится около шести часов. В течение этого периода мозг "открыт" для разного рода манипуляций. Например, пациенты, страдающие от навязчивых и ложных воспоминаний, болезненной ревности, вспышек немотивированного гнева, вполне возможно, вскоре смогут избавиться от них и заживут припеваючи. Израильские ученые предложили заменить анизомицин натуральными соединениями - каннабиодами, участвующими в работе мозга и отвечающими как раз за эмоцию страха. Интересно, что основное действующее вещество можно получать из... марихуаны. Именно благодаря входящим в ее состав каннабиодам достигается психотропный эффект эйфории. Только в отличие от наркотического опьянения здесь возникает ощущение умиротворенности.
- Подобные эксперименты - лишь первый шаг в исследованиях на этом направлении, - считает Леонид Смольный. - Ведь эксперименты на людях еще не проводились. Да и не совсем понятно, зачем вообще в ходе эволюции у высших видов животных появилась способность корректировать свои воспоминания. Однако начало новому подходу в лечении душевных болезней и посттравматических стрессов уже положено. Вероятно, где-то через 15-20 лет человечество сумеет полностью избавиться от болезненных фобий, просто-напросто стирая их из памяти.
И все-таки: станет ли после этого род людской счастливее? Казалось бы, забудь Крис Кельвин из "Соляриса" свою давно умершую жену Хари - и ничто бы не мешало ему успешно заниматься научной работой. Избавься его коллеги по станции от тяжелых воспоминаний - и перестали бы являться незваные "гости". Больная совесть перестала бы сводить их с ума. Но что останется от человека без памяти? О светлом и горьком... И что бы они стали изучать на таинственной планете, если бы не это прекрасное, при всем при том, свойство воскрешать воспоминания? О чем стоило бы спорить, чем терзаться? Ведь память - это именно то, что делает нас людьми. И, наконец, как провести грань между тем, что нужно стереть, а что - оставить? Что во благо, а что - наоборот? Кто проведет эту грань?