ЗАРЫЛИ В ЗЕМЛЮ, ЧТОБЫ ОЖИВИТЬ

Девочка проводила каникулы в селе Городомля Тверской области. Она помогала своему дяде пастуху Федору Нестерову пасти коров, когда началась гроза. Работавшие в поле люди увидели, как молния ударила в тополь, отчего многолетнее дерево раскололась на несколько частей. Соседка Дарья Нифонтова крикнула Свете, чтобы бежала домой, но та будто остолбенела. "Она стояла и крестилась, - вспоминает Дарья Ивановна. - А потом я увидела, как молния шарахнула девочку прямо в голову".

- Первыми опасность почуяли коровы. Они словно взбесились, - рассказывает о той грозе пастух. - Разбежались в разные стороны. Я бросился их останавливать, но буренки не слушались. На минуту забыл о девочке, а когда вспомнил, увидел, что она лежит на земле без движения. Хотел побежать к ней, но тут горячая волна сбила и меня с ног. Дальше ничего не помню.
Через несколько минут на поле прибежали люди. Пастуха удалось привести в чувство сразу, а вот Света не подавала признаков жизни. Одежда на ней почти полностью сгорела, серебряная цепочка разлетелась на кусочки, а деревянный крестик словно испарился. Бедняжка не дышала, пульс не прощупывался.
- Я стала делать Свете, как умею, искусственное дыхание, - говорит Дарья Нифонтова. - Но ничего не помогало. Тогда дед Петр, наш деревенский знахарь, сказал, что надо ее закопать в землю. Мы сначала испугались, но потом, видя, что девочка совсем белая, согласились...
Мужики начали быстро рыть яму. Безжизненное тело положили в землю, оставив снаружи только лицо. Через несколько минут веки у девочки дрогнули... А через полчаса примчалась бригада медиков.
- Девочку доставили с ожогами второй и третьей степени в состоянии глубокого шока, - рассказывает ординатор реанимационного отделения районной больницы Александр Ненашев. - Специалисты вывели ее из критического состояния, после чего направили в областной ожоговый центр. К счастью, обошлось без значительного поражения кожи. Восстановительные процессы идут хорошо, и уже можно утверждать, что от ожогов не останется и следа. В порядке и психологическое состояние девочки. Сейчас она вспоминает о происшествии со смехом. Хотя, конечно, то, что она осталась жива и почти здорова - чудо. Обычно при прямом попадании молнии человек погибает на месте. А если еще и зарыть его в землю, - риск смертельного исхода увеличивается в несколько раз. Современная медицина считает, что ни к чему, кроме потери времени и загрязнения пораженных участков тела, это не приводит.
Однако слухи о том, что человека, пострадавшего от удара молнии, надо немедленно закопать, очень живучи. Нынешним летом чудом осталась жива жительница села Великосельское Тамбовской области 74-летняя Тамара Виноградова. После того как молния поразила ее во время работы на садовом участке (женщина копала картошку), муж Федор положил ее в землю на глубину 0,8 метра. Якобы таким же образом спасли когда-то мать Федора. После такого "погребения" бабка вроде бы чувствует себя заново родившейся: "И подагра прошла, и радикулит не мучает", - поведала она журналистам...
Однако случаев, когда все кончается трагически, намного больше.
- Те, кто прибегает к этому варварскому обычаю, как правило, совсем не знают элементарных законов физики, - говорит доктор физико-математических наук, профессор МГУ Вадим Пименов. - Пораженного электрическим током человека невозможно "оживить", придавив сверху толстым слоем почвы. Наоборот, если он еще дышит, то сильное давление на легкие лишает его такой возможности. Во-вторых, после удара молнии ток в теле своей "жертвы" не накапливается и не сохраняется, как и в любом проводнике. Он сразу уходит в землю. Поэтому зарывать тело туда же - сущая бессмыслица. Люди после этого выживают в единичных случаях и не благодаря, а вопреки тому, что с ними делают. В языческие времена этот ритуал, кстати, использовался не при ударе молнией, а при оглушении громом. Пострадавшего зарывали "в сыру землю", только (горизонтально), и обкладывали капустными листьями, свежей травой и поклонялись громовержцу. Лечить людей по таким "рецептам" в XXI веке - это мракобесие.