10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76


АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ: "ОЧЕВИДНО, В НАС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗАЛОЖЕН "ИНСТИНКТ НЕНАВИСТИ"

Данилова Ирина
Статья «АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ: "ОЧЕВИДНО, В НАС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗАЛОЖЕН "ИНСТИНКТ НЕНАВИСТИ"»
из номера 170 за 11 Сентября 2008г.
Опубликовано 01:01 11 Сентября 2008г.
Фильм Алексея Учителя "Пленный" о взаимном притяжении и ненависти, о парадоксе красоте людей и гор, о войне и дружбе на Кавказе сама жизнь сделала актуальным. Перед выходом фильма в прокат режиссер рассказал "Труду-7" о том, что в мире можно изменить одной кинокартиной.

- В "Пленном" солдаты, захватившие чеченского мальчика Джамала, обращаются с ним по принципу "добрый полицейский - злой полицейский". Ваши герои обычно не бывают однозначными - полагаю, и в этом фильме понятия "добрый" и "злой" на самом деле иллюзорны.
- Моя принципиальная позиция: никогда не делать людей только хорошими или только плохими. Ведь в каждом из нас сочетаются черное и белое, и мне как художнику интересно, на каком этапе какие качества проявляются. Ситуация выбора, "хождения по канату", кстати, рассматривается вообще во всех моих фильмах, вне зависимости от тематики: пройдет ли герой, справится или сорвется? А примитивная расстановка акцентов - "вот хороший герой, вот плохой" - не занимает ни меня, ни, как я думаю, зрителя.
- Джамал очень красив, и его имя переводится с чеченского как "красивый". Это несет в себе смысловую нагрузку?
- В первую очередь это обозначено в повести. Однако при адаптировании ее для экрана можно было выбрать другой вариант, и мы над этим серьезно размышляли. Лицо Джамала должно быть не просто сахарно-красивым. Оно должно обжигать с первого взгляда своей необычностью и внутренней глубиной. Мы даже подчеркнули особенность внеш-ности сценарием: лицо Джамала зритель не видит очень долго, момент его первого поворота к залу оттянут, чтобы вызвать настоящий эмоциональный шок. Персонаж должен зацепить аудиторию. Естественно, найти человека с такой внешностью было непросто. Мне даже пришлось на полгода отложить съемки. Хотелось найти такое же лицо, как в фильме Висконти "Смерть в Венеции" - там играет как раз такой юноша, обладающий помимо красоты чем-то загадочным, потусторонним. А нашли мы мальчика в итоге в обычной школе, он даже не актер.
- Возненавидеть проще, чем полюбить?
- В этом и заключается основной парадокс нашей жизни: не только война способна сделать людей врагами. Причины для ненависти бывают самые разные и зачастую очень дурацкие. Сколько случается ссор по причинам экономическим? Сколько у нас в стране разводов? Муж и жена, прожившие вместе десяток лет, а то и больше, начинают ругаться, делить имущество и детей. А взять недавние события в Южной Осетии, войну с соседней Грузией. Русские и грузины всегда были рядом, дружили. У меня самого очень много знакомых, приятелей и друзей с грузинскими фамилиями. И вдруг наши народы начинают убивать друг друга. Это, как мне кажется, не просто кошмар - это патология. Что еще может подталкивать ничего не сделавших друг другу людей к взаимному убийству? Но тем не менее такое происходит - что ж, очевидно, в нас действительно заложен "инстинкт ненависти". И меня в данной ситуации в первую очередь интересует, почему такое случается. Где лежит грань, переступив которую, человек становится способным на убийство? Собственно, "Пленный" как раз об этом.
- Вам призраки случайно не являлись во время съемок?
- В процессе работы над картиной призраков не бывает, потому что голова в течение этих (в среднем трех) рабочих месяцев загружена невероятным количеством самых разных проблем, от творческих до организационных. Какие уж тут призраки! Максимум мистического, что может произойти в таких условиях, - ночной кошмар о том, что доснять кино не удастся.
- А как вы считаете, война в принципе может быть оправданной?
- Только в одном случае: когда на твое государство нападают и пытаются его захватить. Естественно, в такой ситуации надо защищаться. Хотя защитой Родины и национальных интересов часто прикрываются.
- Ситуацию можно хоть как-то исправить, патетически выражаясь, силой искусства?
- Конечно, можно. Но, понимаете, проблема в том, что стоящее русское кино - то, которое получает призы на международных фестивалях, имеет мировую известность и, подчеркиваю, вполне успешный прокат за рубежом, - в собственной стране реализуется лишь формально. Так, в пару кинотеатров доставляют несколько копий - и вот вам весь якобы широкоэкранный показ. Рекламы, естественно, тоже нет никакой, а она объективно необходима для того, чтобы современный человек пошел в кинотеатр. В России вообще, как я заметил, почему-то бытует мнение, что кино фестивальное и коммерческое параллельны друг другу. Хотя это неправда: хороший фильм может быть финансово успешным. Да даже если у него и нет такого потенциала, качественный кинематограф как разновидность искусства в любом случае должен широко пропагандироваться. Когда появится эта пропаганда и население начнут загодя информировать о качественных фильмах, тогда можно будет говорить об изменении массового сознания в лучшую сторону силой искусства.
- Что для вас важнее - семья или работа?
- Для меня - однозначно работа. Дело в том, что я сам прошел через то же самое: мой отец был режиссером и оператором, все время в разъездах находился. И я, как и мой сын сейчас, большую часть времени проводил с мамой. Но когда я поступал во ВГИК, отец поехал со мной, и это был первый раз, когда мы с ним о чем-то серьезно поговорили. А в связи с учебой - особенно после окончания ВГИКа - у нас с ним появилось много общих тем, мы начали близко общаться. Но, опять-таки, больше по профессиональным вопросам, чем по личным.
- А что касается любви - вы в нее верите?
- Не просто верю! Я считаю, что без нее никуда. Она обязана быть везде и всегда, как в широком понимании - к близким, родственникам, друзьям, знакомым, так и в более личном - мужчины к женщине и женщины к мужчине. Ни одно серьезное произведение не было создано без любви. Тот же Бунин. Почему меня заинтересовала его история? Отнюдь не из-за того, что он в 60 лет влюбился в 25-летнюю поэтессу, а из-за того, что он после этого написал "Темные аллеи", свои лучшие любовные рассказы. Трагедия и любовь, традиционно взаимосвязанные вещи, подвигли его к творчеству. Чувства по-прежнему двигают этот мир вперед.
НАШЕ ДОСЬЕ:
Алексей Учитель родился 31 августа 1951 года в семье режиссера-документалиста Ефима Учителя. Поступив во ВГИК, Алексей пошел по стопам отца. Долгие годы работал документалистом. В 1995-м решил попробовать себя в игровом кино, сняв "Манию Жизели". Вторая картина "Дневник его жены" получила "Нику" и номинацию на "Золотой глобус". В 2001 году стал народным артистом России, а в 2005-м фильм "Космос как предчувствие" получил главный приз на XXVII ММКФ.


Loading...








В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников