ПОСЛЕ ОТПУСКА - ЗА РУЛЬ

После летнего отдыха внимание рассеяно, реакция заторможена, бдительность притупилась. А тут тучи машин, светофоры, пробки, "зебры", пешеходы на проезжей части, поиски парковки, ДТП чуть не на каждом перекрестке. Ученые утверждают: чтобы привыкнуть к городскому ритму, рядовому водителю требуется месяц. А быстрее можно?

ПРОМОЙ РАДИАТОР
После летних поездок автомобиль требует ревизии. Особое внимание - мотору. Он должен работать как часики: не глохнуть, заводиться в пол-оборота, но главное - не перегреваться. Поэтому не забудьте после того, как дольете тосол и поменяете масло, промыть радиатор. За три месяца туда набилось много мошкары, пыли и прочего мусора, ячейки забились, охлаждение двигателя при малых скоростях по пробкам недостаточно. Перегреть его можно в два счета. Промывка радиатора стоит рублей 20-30, и сделать ее можно на любой автомойке. Лучше, конечно, попросить отдраить и весь мотор. Дело в том, что он за лето тоже "наглотался" пыли и грязи. В сентябре бывают совсем нежаркие дни, когда приходится включать обо-грев салона. Это значит, что с теплым воздухом в кабину будет попадать и гарь. Чтобы ее было как можно меньше, стоит поменять или хотя бы вычистить все воздушные фильтры. Они ловили все лето и мух, и тополиный пух.
Следующий этап - проверка тормозной системы. Не износились ли тормозные колодки, не испарилась ли жидкость, не полопались ли трубки и патрубки - все это надо обязательно проверить в сервисе или самому. Хорошие тормоза в городской суете - великое дело. Пользоваться ими приходится гораздо чаще, чем в загородных поездках.
Само собой разумеется, что все осветительные и сигнальные лампочки (поворотники, тормозные светильники, габариты) должны гореть как новые.
ПОБАЛУЙ СЕБЯ В ПРОБКЕ
Нервничать в пробке - пустое и даже вредное занятие. Если вы знаете, что заторов не миновать, то приготовьтесь к этому заранее. Купите газет или бросьте в бардачок книжку. Если любите разгадывать ребусы и другие головоломки, пробки вам не страшны. Зарядите магнитофон приятной музыкой. Неплохо иметь в салоне воду и даже специальный кипятильник для варки кофе, который работает от гнезда прикуривателя. Очень удобная вещь. За кофе, кстати, неплохо думается. Можно наметить планы на завтрашний день.
Кстати, есть еще и специальные физические упражнения для водителей за рулем. О них мы расскажем в ближайших выпусках "Автономии".
ОТКАЖИСЬ ОТ БАНАНА
Многие водители летом опускают свое кресло вниз. В поездках за город хочется сидеть свободнее, да и за дорогой приходится следить не так внимательно, как в городском потоке. Такая посадка в мегаполисе не годится. Водительское сиденье надо поднять повыше, чтобы видеть правое и левое крылья своей машины, край капота. Ваше кресло должно быть расположено так, чтобы до педали тормоза, газа, сцепления можно было дотянуться без затруднений.
Однако придвигать водительское сиденье близко к рулевому колесу нежелательно. И не только из соображений безопасности (если водитель сидит близко к баранке, то обзор резко сужается), но и по физиологическим причинам. Речь о напряжении позвоночника, мышц спины, шеи. Когда водитель наклоняется к рулю и вытягивает ноги к педалям, его тело как бы принимает форму банана. Посидишь в такой позе полчасика в пробке - не только спина заболит, но и руки, и ноги, и шея. В общем, "банан" - не для езды. Водительское сиденье нужно наклонить так, чтобы угол, который образуют ноги и туловище, составлял примерно 90 градусов, а лопатки плотно прилегали к креслу. Подголовник, если он имеется, надо отрегулировать так, чтобы его верхняя часть находилась на уровне ушей.
Отрегулируйте все зеркала заднего вида - в них вам придется заглядывать чаще, чем вы делали это летом. Обзорное зеркало не должно быть очень большим. Левый его край надо установить так, чтобы видеть свое правое ухо. Тогда вы получите такой обзор, какой требуется для нормальной езды по городу.
СОВЕТЫ ОТ ПРОФИ
Что требует от водителя городская езда, рассказывает ведущий "Авторадио" Юрий Гейко:
* Умеете ли вы трогаться с места? Не теряя ни дециметра в потоке, ни полсекунды во времени, не пережигая ни миллиграмма бензина? Проверить это просто. Если пять раз подряд вам это удалось и двигатель не заглох, считайте, что вы действительно умеете трогаться с места.
* Как научиться, не мешая окружающим, не заставляя их тормозить, влезать в минимальный интервал между машинами? Делается это так. Вас настигает машина в том ряду, куда вам надо перестроиться. Вот она вас медленно обгоняет, и вы видите, что за ней пространства мало - только-только чтобы встать одной машине. Когда обгоняющий вас автомобиль уйдет от вас на две трети корпуса, включайте мигалку и уверенно "вдвигайте" свой капот сразу за багажником уходящего вперед авто, как кирпич в кладку. Если включите мигалку раньше, то найдется, скажем, настырный водитель, который не пропустит вас вперед. Начнет гудеть, дудеть - портить нервы. А на правое крыло, которое вы уже втиснули в его ряд, он не поедет.
* Останавливайтесь на светофорах и в пробках не менее чем в двух метрах от впереди стоящей машины, чтобы ее можно было объехать, если она вдруг заглохнет или просто остановится.
* "Наступил" на тормоза - посмотри в зеркало заднего вида в салоне, может, кто-то летит тебе в багажник.
* Не спешите занимать левый, так называемый скоростной ряд. Поэтому держитесь правее. Не беда, если впереди грузовик. Как раз его чаще всего пропустят раньше, чем легковые авто, стоящие в левом ряду.
* Наметьте несколько объездных маршрутов пути на работу.