Сынок слишком талантливый? Плати по полной!

Очередной топорный эксперимент грозит лишить нас детского художественного образования

Ваш ребенок ходит в музыкальную школу на фортепиано или скрипку? Занимается в хоровом классе или посещает уроки эстрадного пения? Значит, вы с вашим чадом гребете против течения. А тон здесь нынче задают госпожа Калачикова из столичного Департамента культуры (помните ее заявление о том, что рэп для сегодняшних учащихся актуальнее Баха с Шостаковичем?) или вот разработчики программы Персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО), которая победным маршем уже шагает по стране.

В Нижегородской области, Ханты-Мансийском автономном округе и еще десятке регионов затеян эксперимент, грозящий развалить-таки систему детских школ искусств, которая в нашей стране создавалась полтора века. О такой опасности говорили на круглом столе в Общественной палате РФ педагоги и политики, государственные деятели и музыканты, в том числе председатель комиссии ОП по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Ирина Великанова и ее заместитель Григорий Заславский, председатель комитета Государственной Думы по культуре Елена Ямпольская, директор Департамента науки и образования Министерства культуры Светлана Еремина, ректор Музыкальной академии им. Гнесиных Александр Рыжинский, директор екатеринбургской детской музыкальной школы им. Балакирева Елена Батанова...

Что же обеспокоило столь представительную публику? Вот суть той самой программы ПФДО: теперь всякий ребенок, обучающийся в системе дополнительного образования музыке, танцу, спорту и прочим полезным для души и тела вещам, обретает право на сертификат, стоимость которого колеблется, в зависимости от региона, вокруг 7 тысяч рублей. И на эту сумму может быть оплачено годичное обучение чада по любой из избранных им (ну, или его родителями) тем. Прекрасно, да?

Прекрасно — для обучения в кружке оригами. Но совершенно недостаточно, если речь о классическом фортепианном, скрипичном или ином подобном образовании. Там стоимость обучения раз в 10 побольше. И оплачивать разницу должны будут родители.

Стоп, но до сих пор этой проблемы не возникало, государство худо-бедно школы содержало.

Содержало, да, видно, устало, надорвалось. Тут и явилась на свет программа, разработанная неким АНО «Агентство стратегических инициатив». Контора статусная, учрежденная правительством РФ, но ориентированная в первую очередь на поддержку бизнеса — во всяком случае нынешняя ее глава Светлана Чупшева по образованию финансист, а по опыту — бизнесмен из Самары. Непосредственная разработчица проекта Ирина Петрунина, по ее собственным словам, стоявшая у его истоков, служит управляющим директором АО «Газпромбанк». Ну и насколько эти дамы представляют себе устройство жизни музыкальной школы и культурного пространства в целом?

Хотя почему мы все время сворачиваем на разговор о музыкальных школах? Ведь новый прожект касается и районных клубов, дворцов детского творчества...

А потому, что по традиционным школам он бьет больнее всего. И еще — потому что именно на них его хотят в первую очередь повесить. Вот что рассказала на круглом столе известная пианистка и педагог Екатерина МЕЧЕТИНА (а ей об этом написали педагоги из Нижегородской области):

— Областное Министерство образования, идя навстречу инициативам сверху, приказало пока обеспечить охват ПФДО 80% детей, обучающихся в региональной системе дополнительного образования, а в следующем году — и всех 100%. Но система эта весьма пестрая: тут и частные кружки, и государственные детские школы искусств. Так кого из них легче и доходнее пристегнуть к проекту? Ясно, что не тетю Машу из подвала с кружком бисероплетения. Детские школы искусств с их четкой структурой, широким и устойчивым контингентом учащихся — лакомый кусок для тех, кто хочет превратить систему образования в инструмент для вытягивания из людей денег...

И беда не только в этом. Детские школы искусств хоть и числятся по категории дополнительного образования, но большинство из них имеет внутри себя два подразделения: общеразвивающее и предпрофессиональное. Первое «просто» воспитывает культурных членов общества, что само по себе очень важно. А из второго выходят те, кто пополняет собой все еще многочисленные профессиональные музыкальные коллективы, а лучшие из лучших прославляют Россию как яркие солисты, дирижеры, композиторы. Ясно, что система ПФДО с ее ориентацией на годичные образовательные модули (немножко позаниматься роялем, немножко танцами, потом еще чем-то) никак с программой школ, особенно предпрофессиональной их части, не сочетается. Будущие Мацуевы, Спиваковы и Гергиевы благодаря ей точно не появятся.

Еще хуже, если какая-то специальность — скажем, гобой или труба — востребована относительно небольшим числом учащихся. Тогда она из системы попросту удаляется! И родители юного музыканта не найдут для него педагога. Интересно, что сказал бы об этом «усовершенствовании», допустим, Сергей Накаряков, сегодня лучший трубач мира, родом как раз из Нижнего? А пока его земляки без иллюзий описали, что мы получим на выходе, если эта самая программа ПФДО все же получит официальное признание. Сначала область лишится выпускников детских школ. Затем — профессиональных кадров в сфере искусства. Потом — учреждений культуры и искусства среднего и высшего звена. И наконец, рухнет сам институт детских школ искусств — в них просто некому будет работать. А это значит, лишится фундамента вся наша система художественного образования.

Надо отдать должное — комитет Госдумы по культуре еще весной 2019 года обеспокоился такими «новшествами». Тогда министры культуры и образования Владимир Мединский и Ольга Васильева выступили с совместным письмом, предлагающим вывести из проекта предпрофессиональное образование. Впоследствии Мединским было написано и письмо в защиту общеразвивающего образования — потому что в этой структуре, несмотря на ее «несерьезное» название, тоже сосредоточены очень важные направления: например, вся певческая учеба — вокал классический, народный, эстрадный (учить младшеклассников с полной профессиональной загрузкой нельзя — это чревато непоправимым вредом для неокрепших связок).

Тем не менее, как видим, «эксперимент» катится своим ходом. Остановит ли его Госсовет, где, говорят, вопрос вскоре будет рассмотрен?

Или так и продолжим разрушать то, что создавалось столетиями? А российскую систему понесут в будущее скрупулезно скопировавшие ее китайцы. И уже они будут главной музыкальной державой планеты на следующие 150 лет. А господа, придумавшие подачку в 7000 рублей, обрекут наши традиции поиска и воспитания талантов на деградацию.