«Я с Богом не на ты…»

Артист Сергей Колтаков умер на 65-м году жизни

Он родился в Барнауле, начинал учиться в Саратовском театральном училище, закончил актерский факультет ГИТИСа в Москве. Работал в разных театрах — имени Маяковского, в «Ленкоме» и МХАТе.

В кино дебютировал в 1981-м в фильме режиссера Глеба Панфилова «Валентина». С тех пор снялся в десятках картин и телесериалов. «Новые приключения янки при дворе короля Артура», «Соучастники», «Армавир», «Искусство жить в Одессе», «Братья Карамазовы», «Двое на острове слез», «Мама не горюй», «Пелагия и белый бульдог», «Хождение по мукам», «Жизнь Клима Самгина», «Екатерина. Взлет», «Светлана», «Уходящая натура»... В новом сезоне Первый канал покажет «Мертвые души» с участием Сергея Колтакова.

Никаких званий у него не было. Но коллеги и зрители называют его гениальным. В любой своей работе он стремился найти язык, на котором с нами говорит само время. Время — это зеркало, в котором вроде бы ничего не происходит: те же лица, те же усталые глаза. А Сергей Михайлович в него вглядывался так пристально, что откуда-то из зазеркалья возникала целая картина, все своеобразие текущего момента.

Собственно, потому такой важной для нас, зрителей, стала его роль в «Зеркале для героя» режиссера Владимира Хотиненко, где он в паре с потрясающим Иваном Бортником рассказал историю своего поколения. Блуждающий в мировом искусстве сюжет о временной петле, куда герои, пытаясь выбраться, постоянно возвращаются, неслучайно нашел такое яркое воплощение в работе артиста именно тогда, в 1993 году.

С тех пор тема удаляющегося-приближающегося времени, все его метаморфозы, подмены, имитации уже не оставляла артиста. Если режиссеру требовалось поддать огонька безумия, король русской фантасмагории Сергей Колтаков был незаменим. Один только Федор Павлович Карамазов в его исполнении чего стоит! Персонаж сам по себе знаковый, но именно Колтаков сделал эту роль такой выразительной, сложно устроенной.

В какой бы роли ни появлялся Сергей Колтаков, он неизбежно становился ключевой фигурой. В каждой своей работе такой разный — парадоксальный, остроумный, резкий, конфликтный, гротескный, непредсказуемый...

Откуда эта энергия, темперамент, музыкальность, этот огонь внутри? От родителей, от характера, от алтайского его происхождения? Теперь уже не узнаем. Он почти не давал интервью, наотрез отказывался от встреч с журналистами. Года полтора назад я с ним несколько месяцев договаривалась о встрече, и даже как будто удалось, но в последний момент он передумал. Из телефонных разговоров, когда мы обсуждали место и время встречи, запомнилась его несколько раз повторенная фраза: «Я с Богом не на ты»...

Какой жанр у нашей эпохи? Трагикомический водевиль? Почему так актуальна для нас сказка о потерянном времени? Сквозь время проступают все невыученные уроки. Не усвоили вовремя — извольте остаться на второй год. Мы снова в этой временной ловушке, когда будущее загоняют в прошлое, и дольше века длится день, и не кончается проклятье.

Как раз в «Зеркале для героя» персонажи Колтакова и Бортника прорываются наружу, когда понимают, что жить надо «ежедневно и с полной отдачей!». Похоже, Сергей Колтаков свой выбор давно сделал — и следовал ему, сколько было отпущено.