03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БОГАТЫМ ПРИДЕТСЯ РАСКОШЕЛИТЬСЯ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 11 Октября 2000г.
Предложения кабинета министров затрагивают интересы почти половины населения страны и поэтому вызывают большой интерес читателей "Труда". Для реализации новшеств в проекте федерального бюджета на 2001 год предусмотрен принципиально новый механизм, касающийся и "расщепления" налогов, и выплат населению.

Невелик, казалось бы, размер детского пособия (58 рублей в месяц, с 1 января - 70), но как важны эти "живые" деньги для миллионов малообеспеченных российских семей. Особенно в глубинке, в так называемых "депрессивных" регионах. Всего это пособие получают 21,9 миллиона детей. Выплаты должны производиться из региональных бюджетов. В большинстве краев, республик, областей выдачу денег задерживали, причем нередко на много месяцев. Общая сумма задолженности - около 25 миллиардов рублей.
Это вызывает рост социальной напряженности, серьезные конфликты. В Воронеже, например, возмущенные матери осаждают суды, вынесено уже немало решений о выплате "детских". Появился даже новый вид бизнеса: "общественный адвокат" добивается по этим решениям выплат за 5-10 процентов вознаграждения от возвращенной суммы. Многим воронежским семьям бюджет не отдал от 4 до 10 тысяч рублей, и матери готовы платить "благодетелю", чтобы получить хотя бы что-то.
Тяжелая ситуация и с выполнением законов о ветеранах и инвалидах. По данным Министерства финансов, все три федеральных закона в большинстве регионов финансируются менее чем на 20 процентов. В некоторых из них в самом деле нет денег, но есть немало примеров, когда местные власти принимают "волевые" решения и направляют деньги на иные цели. Обделенными остаются самые незащищенные - инвалиды, ветераны, семьи с детьми.
Мириться и далее с этим правительство не намерено. Ситуация изменится, если источники выплат будут предусмотрены в федеральном бюджете. Предлагается наряду с Фондом финансовой поддержки регионов создать еще и Фонд компенсаций, откуда на места будут направляться целевые субвенции для выплат по этим трем наиболее крупным, социально значимым законам. Однако самое главное - где взять средства для наполнения этого фонда? В проекте бюджета дается четкий ответ: за счет перераспределения налоговых поступлений.
Сейчас 85 процентов налога на добавленную стоимость (НДС) идет в федеральную казну, а остальные 15 - в региональные бюджеты. В 2001-м, если парламент примет проект документа, все эти сборы должны полностью пойти в федеральный бюджет, и через Фонд компенсаций те же 15 процентов будут возвращены в края, области и республики. Возникает вопрос: в чем все-таки будет выигрыш, если общее количество денег не изменится? Отвечает заместитель министра финансов Евгений БУШМИН:
- Сначала давайте разберемся, сколько надо средств для реализации законов "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
По оценкам, 90-100 миллиардов рублей. В случае отмены ряда льгот непервоочередного характера можно сократить эти обязательства до 70 миллиардов, но не более. Централизация НДС позволит найти источник финансирования. Прежде всего за счет более рационального использования собранных средств. Сегодня десять регионов (включая Москву) с 28 процентами населения имеют почти 60 процентов НДС. А на долю 50 регионов, где проживает чуть ли не половина россиян, приходится менее пятой части НДС. Понятно, что от действующей в настоящее время системы выигрывают наиболее обеспеченные регионы. Это несправедливо.
Далее, сборы по этому налогу оседают в основном по месту регистрации головных офисов. Деньги невозможно распределить между регионами хотя бы пропорционально вкладу предприятий, их филиалов и подразделений. Но если будут приняты наши предложения, то за счет маневра средствами можно обеспечить выплаты всем по-настоящему нуждающимся гражданам.
- Значит, богатые регионы лишатся определенных средств в пользу бедных?
- Да, это так. Потери могут понести около 15 регионов - в основном наиболее обеспеченных. Но даже с учетом изъятия некоторых сумм бюджетные доходы у них будут в два с лишним раза выше среднероссийского уровня. Значит, остается реальная возможность компенсировать потери. Тем более что этим 15 регионам, как и всем другим, будут выделены средства из Фонда компенсаций на выплаты детских пособий, предоставление льгот ветеранам и инвалидам. Абсолютное же большинство регионов выиграет от замены НДС субвенциями, поступающими из Фонда компенсаций. Причем особенно заметно - наименее обеспеченные субъекты Федерации, которые годами не могут платить детские пособия и компенсировать убытки коммунальному хозяйству по льготам, предоставляемым инвалидам и ветеранам.
- Не противоречит ли такая централизация принципам рыночной экономики?
- В Австралии в федеральный бюджет поступает 70 процентов всех налоговых доходов. Разве это подрывает там демократические ценности? Да и о какой "централизации" может идти речь, если в конечном счете 53 процента всех финансовых ресурсов России окажется на региональном уровне? Конечно, лучше, если бы эти средства поступали в региональные бюджеты в виде налогов, а не финансовой помощи из центра. Но что делать, когда межрегиональные различия в доходной базе достигают 25-30-кратной величины? Частичное выравнивание материальных возможностей областей и республик через федеральный бюджет - одна из основных функций любого государства.
В начальный период становления российского федерализма акцент оказался смещенным в пользу децентрализации. От этого выиграли экономически и политически сильные регионы-"доноры". Их отрыв от большей части страны подошел к опасной для единого государства черте. Правительство предлагает восстановить нормальный баланс, резко увеличив объем финансовой помощи менее развитым регионам - с 1,6 процента ВВП в настоящее время до 2,7 в 2001-м. Для сравнения: в Германии объем территориального перераспределения бюджетных ресурсов составляет 2,6 процента ВВП; в США - 2,8; в Канаде - 3,2. И это не мешает развитию рыночной экономики, надежной системы социальной защиты.
В заключение хотел бы подчеркнуть, что НДС - типичный общенациональный налог. По российскому законодательству, НДС является федеральным налогом. Его можно вводить только на федеральном уровне. Региональные власти не должны влиять на его ставки, условия взимания, возмещения при экспорте и т.д. Иначе неизбежна дезинтеграция единого экономического пространства.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников