ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА

Начиная с июня они периодически приходят на пятачок около Дома культуры имени Кирова в Мурманске, чтобы выразить свой протест. Группа авиаработников с плакатами, отстояв трехчасовую вахту, расходится по домам - до следующего пикетирования областной администрации.

В перерывах между пикетами авиаторы и их профсоюзные лидеры сочиняют послания во все инстанции - от местной администрации до Генеральной прокуратуры и президента страны. В обращениях к высокому начальству подробно изложено, как на глазах изумленного коллектива крупнейшее за Полярным кругом авиапредприятие превратили сначала в банкрота, а теперь и вовсе пытаются ликвидировать.
А началось все с приватизации, проведенной вопреки решению референдума трудового коллектива. Шесть лет назад в поселке Мурмаши, близ областного центра, родилось ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии". За это время в акционерном обществе сменились десять руководителей, профессиональный уровень большинства из которых, по словам летчиков, вызывал откровенное недоумение. Росли долги.
В начале 1999 года по требованию кредиторов был поставлен вопрос о несостоятельности ОАО "Авиакомпания "Мурманские авиалинии". По решению арбитражного суда с апреля прошлого года на предприятии было введено внешнее управление. Но эта мера привела лишь к дальнейшему росту долгов, сумма которых за год увеличилась вдвое. Кредиторы принимают новое решение - продать предприятие. Идею продажи активно поддержали в областной администрации. Там заверили коллектив: авиапредприятие купит РАО "Норильский никель", после чего всем будут обеспечены работа и зарплата.
На аукционе в марте нынешнего года ОАО "Авиакомпанию "Мурманские авиалинии" действительно купили. Но не РАО "Норильский никель", а ООО "Мурманская авиационная компания", зарегистрированная в Мончегорске. Купили за смешную цену в пять миллионов сто тысяч долларов США - при балансовой стоимости предприятия 18 млн. долларов. Рыночная цена даже одного самолета Ту-154 М составляет около пяти миллионов долларов, а их в авиапредприятии было три. Это не считая вертолетов и винтовых самолетов.
После ознакомления с Уставом нового собственника и договором купли-продажи обнаружилось, что уставный капитал покупателя всего... 8400 рублей. Хозяевами мончегорской авиакомпании, как выяснилось, являются два частных лица. В коллективе предприятия уверены, что затея с куплей-продажей имела одну цель - перепродать приобретенное имущество и хорошо на этом "нагреть руки". В договоре купли-продажи никак не отражены интересы коллектива, в него не были внесены условия инвестиций на восстановление авиационной техники, сохранение рабочих мест, запрет на продажу самолетов и другого оборудования.
Все три самолета Ту-154 М в спешке, без оформления права собственности, были перегнаны в аэропорт "Пулково", где находятся по сей день. Летный отряд остался без "крыльев", или, проще сказать, без работы.
Любопытный ответ получил коллектив отряда на свое обращение в областную администрацию.
"По инициативе профсоюзных лидеров и отдельных работников часть коллектива авиакомпании приняла участие в пикетировании администрации области с требованием вернуть самолеты на кольскую землю, - сообщает зампред комитета по экономической политике С.Дмитриев. - Такое противостояние не может не отразиться на дальнейших взаимоотношениях с РАО "Норильский никель", моральные и материальные потери в таком случае могут быть для коллектива невосполнимыми".
Вот так. Сиди и молчи.
Иначе получишь такую же бумагу, как те 58 летчиков и 44 бортпроводника. Бортинженер Сергей Панфилов оставил мне на память копию полученного им "Извещения об изменении существующих условий труда". Из бумаги следует, что летчик "в связи с изменениями в организации производства" отныне именуется "бортинженер Ту-154 в резерве". С этой даты ему устанавливается должностной оклад в размере 132 рубля.