- В последнее время в средствах массовой информации появилось много выступлений, прежде всего
- В последнее время в средствах массовой информации появилось много выступлений, прежде всего Алексея Николаевича Фадеечева (недавно уволенного с поста руководителя балета Большого театра. - С.Б.), о якобы катастрофическом, предзабастовочном положении в балетном коллективе ГАБТа. Я позвал вас только для того, чтобы сказать, что консультации с артистами балета не подтвердили этих почти апокалипсических заявлений. Состояние труппы, с моей точки зрения, таково, что можно принимать любые организационные решения, и она будет нормально работать...
Так на срочно организованном брифинге в понедельник вечером министр культуры России Михаил Швыдкой объяснил журналистам необходимость экстренной встречи. Вместе с тем Михаил Ефимович признал, что в главном театре страны - не без проблем:
- Судьба Большого драматична. Любой серьезный критик понимает: то, чем там сегодня гордятся, - например, "Дон Кихот" - по старым меркам лишь отправная точка для работы над настоящим качеством спектакля. Конечно, всякая перемена руководства болезненна, и она, естественно, влечет за собой изменение творческих планов. При подборе кандидатуры генерального художественного директора мы руководствовались тем, что традиционно во главе Большого стояли музыканты. Причем проявившие себя прежде всего в русской музыке. Поэтому я обратился к Геннадию Николаевичу Рождественскому, позвонив ему в Стокгольм. Как блистательного дирижера, я знал его с детства... В творческие же дела Большого театра Министерство культуры вмешиваться не намерено. Наша прерогатива - определить источники финансирования и создать условия для успешной реконструкции-реставрации комплекса зданий ГАБТа. Лишь через три года, когда истечет срок контракта Геннадия Николаевича, мы на правах учредителей будем смотреть, что принесло Большому его руководство.
- Но ведь пока он дирижировал лишь одним спектаклем и снова на два месяца уехал за границу, - резонно заметили журналисты.
- Контракт с ним весьма жесткий, - ответил министр. - После 11 ноября столь длительные отлучки исключаются. В ближайшее время дирижер совместно с приглашенным режиссером Александром Тителем приступит к постановке оперы "Игрок" Прокофьева. А в феврале начнет восстанавливать "Лебединое озеро" Юрий Николаевич Григорович - тоже на правах приглашенного балетмейстера.
Увольнение Алексея Фадеечева, пояснил министр, совершенно законно: в соответствии с президентским указом и постановлением правительства такие вопросы вправе единолично решать генеральный директор Анатолий Иксанов (специалист прежде всего по финансам, а не по хореографии и вокалу, - С.Б.).
- Тем не менее мы все принципиальные вопросы решаем втроем, коллегиально с гендиректором и генеральным художественным директором по телефону, - вступил в разговор исполнительный директор Большого (в прошлом - ведущий баритон театра) Александр Ворошило. Александр Степанович высоко оценил потенциал оперной труппы, возглавляемой дирижером Марком Эрмлером. Вновь назначенного руководителя балета Бориса Акимова он охарактеризовал как выдающегося танцовщика, разумного, деятельного и энергичного человека, которого прекрасно знает еще по совместной творческой работе на сцене ГАБТа.
- Он еще и знаменитый балетный педагог, - добавил министр.
Увольнение же Алексея Фадеечева, который Александру Степановичу тоже "очень симпатичен как человек", исполнительный директор объяснил не только его попытками внести смуту в деятельность коллектива, спровоцировать забастовку, но и необоснованным требованием балетмейстера заключить с ним контракт на три года вперед, тогда как с другими работниками того же ранга договор подписан только на год.
- Для очень уважаемой мною газеты "Труд", - откликнулся Александр Степанович на мой вопрос о причинах изъятия из афиши ряда постановок Владимира Васильева, - поясняю, что ничего еще не изъято. Просто изменены пропорции в частоте показа тех или иных спектаклей. Более того, я сам звонил Геннадию Николаевичу и уговаривал его не убирать из репертуара "Анюту" - и она осталась. А вот когда 11 ноября худрук вернется - тогда, безусловно, что-то будет снято. И это нормально. Ведь театр не безразмерный. В репертуаре более 60 названий, а сцена - одна. Сейчас мы с Анатолием Геннадиевичем Иксановым договорились: когда в 2001 году откроется наконец филиал ГАБТа, не закрывать сразу основное здание, а поработать на двух сценах до 2002-го - как говорится, отвести душу...
Завершилась встреча на обнадеживающей ноте: и министр, и исполнительный директор призвали журналистов к тесному сотрудничеству, пообещав со своей стороны максимальную открытость в отношении к прессе. Александр Степанович даже дал свой прямой телефон. Спасибо.